Ooobober.ru

Строй Материалы
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внутри картины

Внутри картины

В Музее-панораме «Бородинская битва» проходит первый этап проекта «Открытая реставрация 2019-2023». Панорама будет отреставрирована на глазах у посетителей.

В ходе работ предполагается спасти часть полотна, находящуюся в настоящий момент в аварийном состоянии, и исправить реставрационные просчёты 1960-х годов в части выбора материала и расчёта нагрузки.

Огромное живописное полотно размером 115х15 метров было создано художником-баталистом Францем Рубо в 1912 году к столетию Бородинской битвы. На картине можно увидеть эпизоды, происходившие на левом фланге обороны русской армии в самом кровопролитном сражении в военной истории XIX века, в котором участвовало свыше 260 000 человек.

Ранним утром 7 сентября 1812 года началось массированное наступление наполеоновских войск на позиции русской армии, закрепившейся в окрестностях села Бородино. Атаки французов продолжались весь день, русские стойко оборонялись и ни одна из сторон к вечеру не достигла решающего перевеса. Но кровь защитников Шевардинского редута и Багратионовых флешей пролилась не зря: хотя Наполеон всё-таки войдёт в Москву, фельдмаршал Кутузов смог сохранить боеспособное войско для грядущих побед.

Франц Рубо достоверно показал на своей картине моменты утреннего боя в Семёновском овраге с участием всех родов войск — пехоты, кавалерии, артиллерии. Среди множества безымянных воинов художник вставил и исторических персонажей — военачальников обеих армий, включая Наполеона Бонапарта, а вот фельдмаршал Михаил Кутузов находился довольно далеко от изображённых событий.

Торжественное открытие панорамы состоялось в августе 1912 года в музейном павильоне на Чистых прудах в присутствии императора Николая II, членов его семьи и официальных лиц. После Октябрьской революции доступ посетителей в павильон был прекращён, в 1918 году полотно намотали на вал и отправили на хранение сначала в Донской монастырь, затем перевозили в здание манежа в Нескучном саду, в недостроенный Миусский собор, в сад «Эрмитаж», а некоторое время вал с панорамой находился под открытым небом.

Читайте так же:
Восстановление кирпича xiaomi mi4

Когда в 1948 году Совет Министров СССР принял решение о восстановлении панорамы, эксперты констатировали, что во многих местах холст истлел, имел разрывы и крупные изломы, красочный слой частично осыпался, а верхняя часть полотна с изображением неба полностью обветшала. Первая художественная реставрация картины была произведена в 1950 году бригадой специалистов под руководством П.Корина и включала промывку живописи, расчистку и восстановление всех утрат красочного слоя.

В июле 1962 года живописное полотно было доставлено в новое здание музея на Кутузовском проспекте, вал с полотном втянут в проём в стене, а затем при помощи крана установлен вертикально. Верхняя часть холста на всю длину оказалась подвешена за лямки к монорельсу, установленному как замкнутое кольцо по периметру круглого зала. После соединения и закрепления панорамы художники приступили к воссозданию утраченных участков с изображением неба и выравниванию тонального уровня авторской живописи.

Спустя пять лет после открытия панораму ожидало очередное тяжёлое испытание — в музейном зале случился пожар, уничтоживший значительную часть холста. Выполнение восстановительных работ было поручено мастерам Студии военных художников имени М.Грекова и бригаде реставраторов под руководством М.Иванова-Чуронова. Монтажники закрепили в зале новый холст, изготовленный фабрикой «Красный Октябрь» из города Сурска, а реставраторы продублировали на него и прошили сохранившиеся фрагменты оригинальной живописи Рубо. Затем художники дописали утраченные части. К счастью, панорама до пожара оказалась подробно запечатлена в фильме Бондарчука «Война и мир» и на цветных снимках немецкого фотографа Р.Шраде. Живописцы справились с заданием в рекордные сроки и в ноябре 1967 года музей вновь открыл двери для посетителей.

В 2011 году в канун 200-летия Бородинского сражения в музее были проведены работы по удалению загрязнений и восстановлению лакового покрытия картины. Натурный план, занимающий площадь в 810 квадратных метров, также был очищен, а предметы отреставрированы. Эти косметические меры не решали главной проблемы — отсутствия необходимого температурно-влажностного режима, ведь разные части полотна по-разному реагируют на изменения температуры и влажности и состояние некоторых фрагментов панорамы было признано аварийным. В 2017-2019 годах Музей-панорама «Бородинская битва» закрывался в связи с монтажом современных инженерных систем, отвечающих за воздухоподготовку, вентиляцию, кондиционирование и пожаротушение.

Читайте так же:
Установка печи не обкладывая кирпичом

Следующим этапом спасения картины стал проект «Открытая реставрация», который разрабатывался специалистами в течение нескольких лет и был поддержан Правительством Москвы. Как рассказала реставратор Александра Орловская, работы начались с изучения подлинного фрагмента «Всадники» кисти Франца Рубо — исследований состава холста, пигментов, лакового слоя. Изначально панорама не создавалась для столь длительного показа, поэтому использовались недорогие материалы без расчёта изменений влажностного режима, температурного воздействия и форс-мажорных обстоятельств. Холст окислился, его структура потеряла эластичность, по всей поверхности пошли жёсткие деформации — фалды, имеются многочисленные разрывы, ослаблена связь между красочным слоем, грунтом и холстом.

«Мы проектируем инженерные конструкции, — заметил директор Музея-панорамы «Бородинская битва» Владимир Преснов,- позволяющие реставраторам вести работу и снаружи, и изнутри — в очень узком пространстве между кирпичной стеной здания и полотном. В сентябре мы представим наглядную 3D-модель, отражающую весь процесс реставрации».

Завершение проекта запланировано на 2023 год, при этом музей всё это время не будет закрываться и посетители имеют редкую возможность увидеть работу реставраторов. Если поначалу панорама «Бородинская битва» представляла собой музей одной картины, то сейчас в его залах можно ознакомиться со множеством артефактов, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года.

Экспозиция начинается с хронологии сражений, предшествующих битве при Бородино, а завершается рассказом о пожаре в Москве, партизанской войне и изгнании французских оккупантов из России. А всего в фондах хранится около 40 000 экспонатов, распределённых по коллекциям «Графика», «Живопись», «Оружие», «Нумизматика», «Редкая книга», «Фарфор», «Предметы быта». Также на первом этаже разместилась картинная галерея с работами живописцев-баталистов.

Они оставили след в истории Одессы

Одесский биографический справочник

Рубо Франц Алексеевич (1856-1928)

Франц Алексеевич Рубо – художник-баталист, основоположник пано­рам­ной живописи в России, академик, профессор Петербургской и Баварской академий художеств.

Читайте так же:
Облицованный кирпич что это

Родился 15 июня (по другим данным – 17 июня) 1856 года в Одессе. Его отец – переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать – Мадлен Сенек – держала свой дом моделей.

Учился в Одесской рисовальной школе (1865-1877), а в 1878-1883 – в Мюнхенской академии художеств. Его учителем стал Йозеф Брандт. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Рубо избирает для осуществления своих замыслов такой вид изобразительного искусства, как панорама. Он стал осново­полож­ни­ком русской школы батальной панорамы.

По возвращении в Россию получил от тифлисского музея “Храм славы” заказ на серию картин из истории кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885-1895 гг.) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама “Штурм аула Ахульго” (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 – сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). В 1891 году после экспо­ни­рования этой панорамы в Мюнхене Баварская академия художеств присвоила Рубо почетное звание про­фес­сора. Художник также был награжден орденом Святого Михаила. Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех, а художнику была вручена высшая награда Франции – орден Почетного легиона.

Штурм аула Ахульго, 1890 г.

В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников открылась первая персональная выставка Франца Алексеевича Рубо. Это был период расцвета Рубо как мастера станковой живописи. Участвовал живописец и в академических выставках 1896 и 1898 годов. Специально для них было создано несколько полотен, в том числе “Живой мост”, “Кавказская разведка”, “Переправа через горную реку”.

Живой мост

Уже будучи зрелым мастером, летом 1901 года художник получил официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 гг. В 1902-1904 гг. под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама “Оборона Севастополя”, открытая 27 мая 1905 года в Севастополе в специально возведенном для нее здании. В феврале 1909 года панорама была выставлена для показа в Петербурге, а затем вновь вернулась в Севастополь. В период работы над панорамой “Оборона Севастополя”, в апреле 1903 года, Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств и руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища академии. Одним из лучших учеников Франца Алексеевича Рубо был Митрофан Борисович Греков, в честь которого названо Одесское художественное училище.

Читайте так же:
Керамоблоки или кирпич что лучше
Оборона Севастополя

За большие заслуги в художественной деятельности Франц Алексеевич в 1908 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и избран академиком Императорской академии художеств.

Портрет
Франца Алексеевича Рубо.
Художник Ф. Ондрушек.

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф.А. Рубо написал панораму “Бородинская битва”. Работа над ней шла при участии И.Г. Мясоедова и консультанта Б.М. Колюбакина и была завершена в рекордно короткий срок. После почти двухлетних подготовительных работ картина (размеры живописного полотна 115х15 м) была написана за 11 месяцев. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев. Первоначально панорама была открыта в 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых Прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.

Среди характерных батальных полотен Рубо – Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913; обе – в Артиллерийском исто­ри­чес­ком музее, Петербург).

В 1912 году художник окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении. Француз по национальности, проживший большую часть жизни в Мюнхене, Рубо был поистине русским художником, пропагандистом русского искусства. Именно по его инициативе на международной художественной выставке в Мюнхене работал русский отдел, представлявший лучшие достижения отечественной живописной школы.

Скончался Франц Алексеевич Рубо 13 марта 1928 года в Мюнхене.

В Одесском художественном музее экспонируются четыре работы нашего соотечественника: “В горах у духана” 1882 года, “Военный парад” 1893-го, “Раненый” 1898-го и “Группа кавказских горцев”.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Где у кирпича длина
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector