Департамент ЖКХ
Департамент ЖКХ
Официальный сайт департамента жилищно-коммунального хозяйства
Белгородской области
Официальный сайт департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области
Куда деть отходы, которые нельзя выбросить в контейнер: строительный мусор
Разъясняем постановление Правительства Белгородской от 29 июля 2019 года № 331-пп в части обращения со строительными отходами.
Что такое строительный мусор?
К строительному мусору относятся:
- лом кирпичной кладки;
- древесина от сноса и разборки зданий;
- несортированный мусор от сноса и разборки зданий;
- отходы грунта при проведении земляных работ;
- песок;
- строительный щебень;
- древесина, железо, бетон и другие материалы, использованные при подготовке строительного участка;
- пыль полиуретана при резке панелей с полиуретановым утеплителем;
- кровельные и изоляционные материалы;
- текстильные материалы для строительства, состоящие из двух или трех исходных материалов, загрязненные цементом, бетоном или строительным раствором;
- деревянная опалубка, загрязненная бетоном;
- линолеум;
- полимерные кровельные материалы;
- полимерные трубы;
- полимерные антикоррозийные рулонные покрытия для защиты трубопроводов;
- строительные материалы на основе полимеров, содержащие поливинилхлорид;
- битумные, дегтевые, дегтебитумные, битумополимерные, резино-дегтевые и битумные безосновные материалы;
- строительные материалы на основе картона (рубероид, пергамин, толь);
- строительные материалы на стеклооснове;
- минераловолокнистые потолочные плиты на основе перлита;
- строительные материалы на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки);
- строительные силикатные материалы;
- строительные материалы на основе извести (известково-песчаные, известково-шлаковые и известково-зольные материалы);
- мел в кусковой форме;
- бентонитовая глина;
- шпатлевка;
- штукатурка;
- строительный кирпич;
- черепица;
- строительная керамика;
- керамические трубы;
- сухая бетонная смесь;
- цемент в кусковой форме;
- плиточный клей на основе цемента;
- изделия из асбоцемента;
- бетонные изделия и бетон в кусковой форме;
- железобетонные изделия и железобетон в кусковой форме;
- затвердевший строительный раствор в кусковой форме;
- строительные материалы на основе природного камня;
- песчано-гравийная смесь;
- строительные материалы на основе полипропилена, стекловолокна и целлюлозы;
- инструменты, загрязненные при строительных и ремонтных работах;
- обтирочный материал, загрязненный при строительных и ремонтных работах;
- пыль шлифовки загрунтованных поверхностей, содержащая алкидные, меламиновые смолы.
Почему строительный мусор не является твёрдыми коммунальными отходами?
Согласно законодательству, ТКО — «отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд».
Строительный мусор также не является крупногабаритными отходами, обращение с ними регулируется отдельно. Основание — постановление Правительства Белгородской области от 29 июля 2019 года № 331-пп.
Автомобили, предназначенные для перевозки КГО и ТКО, не рассчитаны на перевозку строительного мусора. Если регулярно использовать технику не по назначению, она быстро сломается. Именно поэтому строительный мусор вывозится за отдельную плату.
Куда мне складировать строительный мусор?
Если вы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, вам необходимо предусмотреть место для сбора мусора при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов. Строительные отходы должны находиться в контейнерах или специальных бункерах, складирование их в местах накопления ТКО запрещено. Предельное количество накопления строительных отходов, сроки и способы их хранения устанавливаются в соответствии с экологическими требованиями, санитарными нормами и правилами, а также правилами пожарной безопасности.
Если вы физическое лицо и проводите строительные или ремонтные работы, но поблизости нет специально отведенной площадки, мы рекомендуем заранее спланировать вывоз мусора: заказать в организации, которая имеет лицензию на вывоз отходов, восьмикубовый контейнер и разместить его на улице около объекта ремонта. Важно, чтобы он не ограничивал проезд транспорта, проход людей и не портил зеленые насаждения и газон. Затем в этой же организации заключить договор на вывоз отходов. В назначенное время ваш мусор вывезут на полигон.
Если у вас собралось немного строительных отходов (например, несколько мешков от косметического ремонта), вы также можете оформить заявку в любой организации с лицензией на вывоз таких отходов и согласовать дату транспортировки. Оплачивать вы при этом будете не весь контейнер, а только ваши несколько мешков.
Кто должен вывозить строительный мусор?
Собственник отходов за счет своих средств должен заключить договор с любой организацией, имеющей лицензию на вывоз отходов, которая в свою очередь организует их транспортировку. Если владельца строительного мусора не удается установить, уборку обеспечивает орган местного самоуправления.
Как мне заключить договор на вывоз строительного мусора?
Для начала необходимо выбрать организацию, которая имеет лицензию на транспортировку отходов. Затем позвонить туда и уточнить, занимаются ли они вывозом строительного мусора. В случае положительного ответа уточнить подробности заключения договора.
Как могут наказать владельца несанкционированной свалки строительных отходов?
Создание несанкционированной свалки — административное правонарушение, наказывается штрафом в размере двух тысяч рублей. При повторном правонарушении штраф увеличивается до пяти тысяч рублей. Основание — статья 2.11 Закона Белгородской области от 04 июля 2002 года N 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».
Какой максимальный срок хранения строительного мусора?
Если мусор находится в контейнере, то таких сроков нет. Если мусор находится в неположенном месте, то даже если он лежит меньше суток, это уже свалка, её необходимо ликвидировать.
Какое количество строительных отходов можно вывезти за раз?
До 25 м 3 или до 25 тонн. К слову, 25 тонн — максимально возможный вес кита вида Полосатик Брайда.
Могу ли я самостоятельно вывезти строительный мусор?
Да, на ближайший законный полигон. Оплата за захоронение производится на месте.
Какая техника погружает строительный мусор?
Грейфер, если отходы находятся вне контейнера, либо спецавтомобиль с возможностью перевозки контейнеров для КГО.
Могут ли муниципалитеты установить владельца строительного мусора?
Да. Каждый населённый пункт курируют либо управы, либо управляющие организации, либо другие ответственные организации, а также добровольцы. Определённый человек несёт ответственность за определённый небольшой участок. Он каждый день обходит территорию, за которой наблюдает, и может увидеть, кто делает ремонт или ведёт строительные работы. И когда примерно в это же время появляется несанкционированная свалка, несложно догадаться, кто же за этим стоит.
Я увидел свалку строительного мусора, но её не убирают. Куда мне обратиться?
Вы можете позвонить в местный орган самоуправления либо в управление экологического надзора Белгородской области (тел. +7 (4722) 35-33-69). Выбранный орган приедет, проведёт проверку, а затем свалка будет ликвидирована.
Я знаю недобросовестного владельца свалки строительного мусора. Куда мне обратиться?
Вы можете позвонить в местный орган самоуправления либо в управление экологического надзора Белгородской области (тел. +7 (4722) 35-33-69). Выбранный орган приедет, проведёт проверку, а затем свалка будет ликвидирована, а её владелец оштрафован.
Об отходах, не относящихся к ТКО
Уважаемые потребители, управляющие организации и органы местного самоуправления!
Компания ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, оказывая коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляет вывоз ТОЛЬКО ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее – КГО) с контейнерных площадок населенных пунктов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Однако, повсеместно гражданами и юридическими лицами на контейнерные площадки и в специально отведенные места для складирования КГО складируются отходы, не относящиеся к крупногабаритным твердым коммунальным отходам. Чаще всего это отходы, относящиеся к строительным отходам, запасным частям автомобилей, автомобильным шинам.
Неконтролируемое попадание НЕ ТКО в общее количество отходов, вывезенных региональным оператором из мест образования, приводит к искажению статистической информации, направляемой в том числе в Министерство природных ресурсов РФ, фактическому несоответствию образованных ТКО утвержденным нормативам образования, существенным выпадающим расходам регионального оператора, которые соответственно приводят к увеличению единого тарифа регионального оператора на сумму таких выпадающих расходов.
Гражданам и юридическим лицам ЗАПРЕЩАЕТСЯ складировать в контейнеры и специальные места для размещения КГО иные отходы, не относящиеся к ТКО. В случае, если в нарушение действующих норм и правил законодательства РФ на контейнерных площадках складируются отходы, не относящиеся к ТКО (включая крупногабаритные), последние не подлежат и не будут удалены с указанных мест силами и средствами регионального оператора по обращению с ТКО.
При этом, информируем вас, что к КГО относятся:
— мебель,
— бытовая техника,
— отходы от ТЕКУЩЕГО ремонта ЖИЛЫХ помещений (но не отходы от текущего ремонта зданий, строений).
К работам, относимым к «текущему ремонту жилого помещения» (НЕ к текущему ремонту зданий, строений, сооружений) согласно «Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утв. Госстроем России, «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, а также постановлению Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения», относятся:
– сантехнические работы: замена умывальников, моек, раковин, полотенцесушилок, ремонт смывного бачка со сменой устройств, установка запорной арматуры к смывному бачку, замена смывного бачка, замена унитазов всех видов, смена смывной трубы, восстановление гидроизоляции в санузлах и ванных комнатах, замена или установка дополнительных кранов, смесителей и другого оборудования;
– электромонтажные работы: ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена бытовых электроприборов, замена электрических и газовых плит, установка / замена / демонтаж электросчетчика, щитка с электросчетчиком;
– столярные и стекольные работы: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол, замена дверных полотен, встроенных шкафов, ремонт оконных и дверных заполнений (включая входную дверь в жилое помещение), укрепление дверных и оконных коробок, ремонт конструкций полов, ремонт конструкций перегородок, замена и ремонт покрытий полов (дощатых, паркетных, из линолеума, плитки ПХВ);
– отделочные работы: оштукатуривание стен, потолков, откосов по бетонной, кирпичной и деревянной поверхностям; ремонт штукатурки стен, потолков, перегородок отдельными листами в помещениях жилых квартир; ремонт, восстановление частями облицовки стен ванных комнат и кухонь керамической (пластмассовой) плиткой; ремонт, восстановление частями облицовки полов ванных комнат и кухонь керамической (пластмассовой) плиткой; оклейка стен обоями; циклевка паркетных полов;
– иные работы по ремонту, замене внутриквартирного инженерного оборудования (приборов холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведения (канализации), печей и каминов).
Исходя из содержания вышеуказанных работ, полагаем, что примерный перечень отходов от такого ремонта может быть следующим:
– дверные и оконные рамы из пластика / металла / дерева и производных материалов (ПВХ, ДСП, ДВП и т. д.);
– бывшие в составе оконного наполнения стеклопакеты, дверные и оконные коробки;
– отходы напольного покрытия: куски линолеума, паркета, ламината, плитки ПВХ, ДСП, ДВП, ковролина, керамической / пластмассовой плитки;
– отходы настенного и потолочного покрытия: элементы штукатурки, керамической / пластмассовой плитки, обоев, ковролина, плитки ПВХ, ДСП, ДВП, иных производных от пластика материалов;
– объекты или отдельные элементы объектов внутриквартирного инженерного оборудования (унитазы, раковины, смесители, газовые и электрические плиты, сантехнические краны, мойки, смывные бачки);
– элементы печей и каминов, возникшие в результате их ремонта.
При невозможности определить, отходы от текущего ремонта ЖИЛОГО ли помещения складированы на площадке, необходимо определять компонентный состав и вид отхода по ФККО. Порядок отнесения отходов к конкретному классу и виду опасности по ФККО определен Приказом Минприроды России от 05.12.2014 года №541. Этим приказом строго руководствуется региональный оператор.
Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации неоднократно разъяснялось, что как крупногабаритные отходы классифицируются отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.). Именно такие отходы являются твердыми коммунальными и подлежат вывозу силами регионального оператора по обращению с ТКО.
При этом отходы при КАПИТАЛЬНОМ ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора (Письмо Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО»; Письмо Минстроя России от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 «Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений»).
Более того, Минприроды России было разъяснено (Информация Минприроды России «Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)», опубликованная на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: http://www.mnr.gov.ru), что «в соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов «Отходы из жилищ» (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0).
Вместе с тем группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0), «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0) относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (8 20 000 00 00 0)».
Классифицирующими признаками твердых коммунальных крупногабаритных отходов, отграничивающих их от иных отходов, в том числе от отходов строительства и ремонта, являются: источник образования отходов – КГО образуются от текущего ремонта (не от капитального ремонта) жилых помещений (не от текущего ремонта жилых домов или жилых зданий); компонентный состав отходов должен в соответствии с ФККО относиться исключительно к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0).
Все иные отходы, относящиеся в соответствии с ФККО к другим группам и типам отходов, которым присвоены соответствующие коды ФККО (например, «отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)», код ФККО 8 24 100 00 00 0), не относятся к ТКО, не являются КГО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Причем согласно ФККО к группе «Отходы строительства зданий, сооружений» (код ФККО 8 20 000 00 00 0) относятся, в том числе, такие типы отходов, как:
— отходы строительных материалов на основе природного камня (код ФККО 8 21 000 00 00 0);
— отходы строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов (код ФККО 8 22 000 00 00 0);
— отходы керамических строительных материалов (код ФККО 8 23 000 00 00 0);
— отходы строительных материалов на основе минеральных вяжущих веществ (код ФККО 8 24 000 00 00 0);
— отходы рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов (код ФККО 8 26 000 00 00 0), включая отходы строительных материалов на основе картона (рубероид, пергамин, толь) незагрязненные, отходы строительных материалов на стеклооснове;
— некоторые отходы строительных материалов на основе пластмасс и полимеров, а также прочие отходы строительства и ремонта зданий, сооружений, включая, например, отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте кровли зданий и сооружений.
Таким образом, региональный оператор при выявлении складированных на контейнерных площадках НЕ КГО будет составлять акт об обнаружении неподлежащих складированию в данном месте отходах и требовать от владельца контейнерной площадки или земельного участка вывезти такие отходы самостоятельно за свой счет незамедлительно для обеспечения возможности складирования потребителями КГО на такой площадке и соответственно бесперебойного оказания коммунальной услуги. При этом региональным оператором будет обеспечен вывоз КГО с такой площадки, если среди прочих отходов имеется также и КГО (мебель, бытовая техника, иные отходы от текущего ремонта жилых помещений).
Фкко 2017 отходы штукатурки
Прайс-лист на вывоз и прием отходов, вторсырья ООО «ЭкоДиС-сервис»
*актуально на 2021 год
Наименование вида отхода
Код отхода по ФККО
Единица измерения
Требования
к качеству
отходов
Заключение договора на оказание услуг
по транспортированию отходов
Отходы I класса опасности
Отходы термометров ртутных
4 71 920 00 52 1
чистые, целые, в герметичных оборотных (сменных) емкостях
Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (лампы типа ЛБ)
4 71 101 01 52 1
Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (лампы типа ДРЛ)
4 71 101 01 52 1
Отходы II класса опасности
Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом
9 20 110 01 53 2
Кислота аккумуляторная серная отработанная
9 20 210 01 10 2
Смесь водных растворов неорганических кислот, не содержащая цианиды и органические примеси при технических испытаниях и измерениях
9 41 391 01 10 2
Отходы III класса опасности
Отходы синтетических и полусинтетических масел индустриальных
4 13 200 01 31 3
Отходы прочих синтетических масел
4 13 500 01 31 3
Всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений
4 06 350 01 31 3
Фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные
9 21 303 01 52 3
в коробках, со слитым топливом, маслом
Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные
9 21 302 01 52 3
Отходы антифризов на основе этиленгликоля
9 21 210 01 31 3
в герметичной таре
Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)
9 19 204 01 60 3
Песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)
9 19 201 01 39 3
Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов
9 11 200 02 39 3
Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные
8 41 000 01 51 3
Осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более
7 23 102 01 39 3
Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7% и более отработанные
4 81 203 01 52 3
Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)
4 68 112 01 51 3
Тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)
4 68 111 01 51 3
Фильтры окрасочных камер картонные отработанные, загрязненные лакокрасочными материалами
4 43 103 11 61 3
Тара полиэтиленовая, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)
4 38 111 01 51 3
Отходы синтетических и полусинтетических масел моторных
4 13 100 01 31 3
в герметичной таре
Отходы прочих минеральных масел
4 06 190 01 31 3
Отходы минеральных масел турбинных
4 06 170 01 31 3
Отходы минеральных масел моторных
4 06 110 01 31 3
Отходы минеральных масел компрессорных
4 06 166 01 31 3
Отходы минеральных масел трансмиссионных
4 06 150 01 31 3
Отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены
4 06 140 01 31 3
Отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены
4 06 120 01 31 3
Отходы минеральных масел индустриальных
4 06 130 01 31 3
Отходы упаковочных материалов из бумаги, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)
4 05 912 01 60 3
Спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более): сбор, транспортирование
4 02 311 01 62 3
Смазочно-охлаждающие масла отработанные при металлообработке
3 61 211 01 31 3
Отходы IV класса опасности
Отходы абразивных материалов в виде пыли
4 56 200 51 42 4
Отходы шлаковаты незагрязненные
4 57 111 01 20 4
Отходы из жироотделителей, содержащие растительные жировые продукты
3 01 148 01 39 4
Отходы базальтового волокна и материалов на его основе
4 57 112 01 20 4
Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства
4 82 415 01 52 4
Отходы известняка, доломита и мела в виде порошка и пыли малоопасные
Документы Минприроды России
- Поиск
- Версия для слабовидящих
- Карта сайта
- О сайте
- Направление работы
- Интерактивная карта
- Особо охраняемые природные территории
- Координационные и совещательные органы
- Мероприятия
- Новости
- Медиагалерея
- Контакты
- Официальные издания
- Rss
- Youtube
Разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 01 августа 2014г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712
Разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 01 августа 2014г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»
В связи с многочисленными обращениями юридических лиц, Минприроды России направляет разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 01 августа 2014 г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и просит довести их до территориальных органов Росприроднадзора для руководства в работе.
В целях реализации пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в соответствии с пунктом 5.2.31 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России разработан и принят приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – Порядок ведения ГКО) (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер № 22313 от 16 ноября 2011 г.).
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Согласно пункту 3 вышеуказанного приказа Минприроды России Порядок ведения ГКО вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», то есть с 01 августа 2014 г. (со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»).
Согласно пункту 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370», а также согласно положениям Порядка ведения ГКО, Росприроднадзор ведет государственный кадастр отходов, то есть обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО). Кроме того, Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений о видах отходов, включенных в ФККО.
Согласно пункту 3.1 раздела III Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29 июня 2007 г. № 191 (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2007 г., № 9824), решения Росприроднадзора (пункт 13 Порядка ведения ГКО) должны оформляться в виде приказа (распоряжения) Росприроднадзора или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в виде иных актов.
В свое время в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерством природных ресурсов Российской Федерации был принят приказ от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2003 г. № 4107), а также приказ от 30 июля 2003 г. № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 14 августа 2003 г. № 4981).
Согласно пункту 2 и 3 приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» вышеуказанные приказы МПР России по ФККО признаются утратившим силу после 01 августа 2014 г.
Необходимо отметить, что структура и содержание ФККО, а также совокупность классификационных признаков отходов, включаемых в ФККО, формируемого согласно положениям Порядка ведения ГКО (приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792) сохранили преемственность с данными ФККО, утвержденного в 2002-2003 гг. и действующего в настоящее время.
В частности, сохраняются положения по:
совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме;
наличию в ФККО шести уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция);
классификации отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям, которая отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
Изменения в новом ФККО по отношению к его действующей в настоящее время редакции касаются только упразднения двух знаков (одиннадцатого и двенадцатого), использовавшихся для кодирования опасных свойств и исключаемых в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г.
№ 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I — IV классов опасности.
Положениями указанного постановления Правительства Российской Федерации упрощена процедура паспортизации отходов:
на отходы I — IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением Правительства Российской Федерации;
на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
В настоящее время Минприроды России ведется разработка и согласование приказа Минприроды России «Об утверждении порядка отнесения отходов к классам опасности», а также приказа Минприроды России «О Критериях отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Вместе с тем, Минприроды России отмечает, что до вступления в силу указанных приказом Минприроды России необходимо руководствоваться положениями действующего приказа МПР России от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», поскольку в нем содержатся все методологические нормы, которые и в дальнейшем не будут изменены.
На основании изложенного Минприроды России сообщает, что после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (с 01 августа 2014 г.) выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее — Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимитов на их размещения; лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности) не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением случаев переоформления, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» фактически становятся применимы положения статьи 14 Федерального закона от 28 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части требований о составлении паспорта на отходы I — IV класса.
Таким образом, с 01 августа 2014 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.