Звукоизоляционные материалы
Звукоизоляционные материалы
Чтобы обеспечить хороший уровень комфорта, как жизни, так и работы, очень важно создать приятную звуковую среду. Для решения этой задачи используют звукоизоляционные материалы. На строительном рынке они представлены очень широко. Можно подобрать решение по любым параметрам: место применения, стоимость, объем работ и т. д. Причем, в ряде материалов звуко шумоизоляция сочетается с теплоизоляцией или гидроизоляцией, что очень удобно.
Звукоизоляционные материалы
Монтаж звукоизоляции стен можно выполнить и самому, хотя лучше обратиться к специализирующимся на этом бригадам. Также, учитывая то, что работы по шумоизоляции требуют довольно грязных процессов, нужно постараться выполнить монтаж звукоизоляции еще на этапе подготовки помещения к отделке.
Виды шумов. Индекс снижения шума
Существуют несколько разновидностей шумов, которые можно объединить в две группы:
- Воздушный шум. Это звуки, которые переносятся через воздух: крики, разговор, смех, музыка. Такой шум попадает от соседей через небольшие щели и трещины в стенах и перекрытиях, а также через открытые окна;
- Ударный шум. Это звуки, которые переносятся по твердым перекрытиям и стенам. Иначе ударные шумы еще называют вибрациями. Такие звуки — особо раздражающие и неприятные: сверление перфоратора; сабвуфер; хлопанье дверями; топот; прыжки.
Чтобы измерить воздушный или ударный шум потребуется специальное оборудование. Существуют различные модели таких приборов: от профессиональных дорогих до бытовых с вполне доступной ценой до 2000 руб. Вне зависимости от стоимости, принцип работы у приборов для измерения шума одинаковый. Преобразование колебания улавливающей мембраны в электрический ток. Чем больше амплитуда колебаний – тем больше ампер вырабатывается. Конечные данные выводятся на табло.
Прибор для определения уровня шума
По СНиПам приемлемым в дневное (с 7:00 до 23:00) время уровнем шума в жилых домах считается 40 децибел (дБ), что сравнимо по громкости с обычным разговором.
Верхний шумовой порог для этого времени не должен превышать 55 дБ, что сравнимо с уровнем громкости печатной машинки или несильными хлопками ладонью по столу. Ночью в жилых домах законодательно установлен верхний звуковой порог в 40 дБ, но рекомендуемый уровень шума равен 20-25 дБ (громкость шепота).
Часто эти требования недостижимы. Причем часто не по чьему-то злому умыслу, а из-за особенностей дома: тонкие стены, тонкие перегородки, сквозные отверстия для электрических коробок и розеток, да и много чего еще. Если вибро шумоизоляция в доме не соответствует желаемой, то лучшим решением будет установка специальных звукоизолирующих конструкций или материалов.
Материалы для шумоизоляции необходимо выбирать исходя из того, насколько качественная требуется звукоизоляция стен. Предпочтение, при прочих равных условиях, отдается, обычно, тем материалам, у которых индекс звукоизоляции выше. Коэффициент звукоизоляции, индекс звукоизоляции или индекс снижения ударного шума – это качественный показатель, отражающий то, на сколько дБ буден снижен ударный шум, передаваемый по стенам и перекрытиям.
Материалы для шумоизоляции
Звукоизоляционные материалы бывают следующих видов:
- звукоизоляционный акустический герметик;
- звукоизоляционные плиты из пенополиуретана;
- звукоизоляционные подложки под напольные покрытия;
- звукоизолирующие панели для полов;
- звукопоглощающий линолеум;
- звукоизоляционная лента для демпфирования колебаний;
- звукоизолционный герметик;
- звукоизоляционный поролон;
- негорючие звукопоглощающие плиты из минеральной ваты;
- звукоизоляционные панели;
- самоклеящийся рулонный материал от ударного шума на основе битума;
- шумоизоляционные маты для плавающих полов;
- звукоизолирующая основа для плавающих полов;
- виброгасящая и звукопоглощающая мастика;
- напыляемая жидкая звукоизоляция на основе целлюлозы;
- звукоизоляционная пена;
- пробковые подложки.
Рассмотрим некоторые из них:
Шумопласт
Смесь из гранул эластичного материала, каучуковой добавки и связывающего вещества на акриловой основе. Этот материал для шумоизоляции разработан специально для создания гасящего основания «плавающих» полов. Превосходно справляется со своей задачей. Лучший материал для комнат сложной формы. Также Шумопласт незаменим при работе в больших помещениях.
Индекс снижения ударного шума от 24 до 32 дБ
Плюсы:
- позволяет отказаться от укладки гидроизоляционного слоя;
- усадка не более 5 % под нагрузкой 5 кПа;
- допускает локальные неровности поверхности перекрытия до 15 мм;
- длительный срок эксплуатации;
- не теряет звукоизоляционных свойств при эксплуатации;
- простота и высокая скорость нанесения;
- экологичность.
Минусы:
- для высыхания требуется время (около суток).
Шумапласт под стяжкой
Звукоизолирующий поролон
Представляет собой вспененный полиуретан особой формы. Материал используется, когда требуется звукоизоляция и звукопоглощение как шумов проникающих в помещение, так и исходящих из него. Поролон наклеивают на стены и потолки комнат, студий звукозаписи, кинотеатров для создания лучшей акустики. Из звукоизолирующего поролона можно также создавать специальные мобильные звукоизоляционные панели. Акустический поролон монтируется на поверхности при помощи клея. У некоторых производителей на тыльной стороне материала есть самоклеящаяся пленка.
Коэффициент звукопоглощения до 0,95
Плюсы:
- монтируется открытым способом;
- эластичный и гибкий;
- эффективный материал.
Минусы:
- требует бережной эксплуатации;
- плавится при горении с образованием ядовитого дыма;
- разрушается от нагрева и ультрафиолета.
Звукоиоляционный поролон
Teksound
Звукоизоляционный материал, изготавливаемый на минеральной основе. Рулонная шумоизоляция, обладающая высокой массой плотностью и. Толщина материала (4 мм) позволяет использовать его для шумозащиты пола, стен и потолка.
Индекс снижения ударного шума до 28 дБ
Плюсы:
- устойчивость к гниению;
- гибкость и эластичность;
- легко и просто укладывается;
- не изменяет шумоизолирующих свойств при эксплуатации;
- слабогорючий материал, самозатухающий.
Минусы:
- достаточно не дешевая шумоизоляция;
- при монтаже на бетон требует обязательной подложки.
Teksound
Акустическая декоративная плита Аудек
Звукоизоляционные панели перфорированные. Сочетают в себе хорошую шумоизоляцию и декоративную отделку. Снаружи обшиты натуральным шпоном, цвет которого можно выбрать исходя из требований дизайн — проекта. Плиты предназначены, прежде всего, для звукопоглощения шумов изнутри помещения. Монтаж звукизоляции стен Аудек выполняется очень быстро.
Коэффициент звукопоглощения до 0,95
Плюсы:
- экологичность;
- эффективность
- простота монтажа.
Минусы:
- высокая стоимость.
Панели Аудек
Isoplast
Материал для звукоизоляции из хвойной древесины. Хорошо сдерживает шум, дает теплоизолирующий эффект. Может использоваться как шумоизоляция под штукатурку.
Индекс снижения ударного шума до 27 дБ
Плюсы:
- экологичность;
- простота монтажа.
Минусы:
- высокая стоимость.
Isoplast
Минеральная вата
Натуральный материал на основе базальта, который также называют каменной ватой. Обладает высокой плотностью. Технология изготовления сходна со стекловатой. Звукоизолирующие материалы такого типа хорошо сочетают шумоизоляцию и теплоизоляцию.
Что такое штампованный бетон?
Имитация поверхности под рельефные отпечатки знакомых текстур типа тротуарной плитки, камня, брусчатки, кирпича и даже каких-то картинок представляет собой технологию создания штампованного бетона.
Еще его называют печатным, прессованным, декоративным и даже топовым. Сделать самостоятельно раствор для этого материала и залить его довольно просто, особенно тому, у кого уже имеются некоторые навыки подобных работ. А для нанесения трафаретных форм на поверхность большого опыта не нужно.
Краткое описание
Эта технология привлекает внимание реставраторщиков, воссоздающих разрушенные элементы старинных сооружений. Имея небольшой образец, можно сделать идентичный трафарет, который позволит выполнить копию старинного кирпича или какого-нибудь артефакта.
Не менее популярен прессованный бетон у отделочников и дизайнеров, особенно ландшафтников. Его ценят за декоративность и способность украсить любую скучную конструкцию разнообразными расцветками и уникальными фактурами.
Штампованный бетон любят укладывать:
- в патио и на террасах;
- на садовых и парковых дорожках, площадках открытых кафе;
- на стенах и потолках, имитирующих лепнину, древесину и другие отделочные материалы.
Преимущества объясняются физическими свойствами и технологией изготовления.
- Финальное лаковое покрытие не позволяет осадкам попасть внутрь конструкции и защищает от воздействия ультрафиолета. Поэтому характеристики полученного монолита не связаны с такими понятиями как деформации, трещины и отслаивания. Выносливость к большегрузному давлению у прессованного бетона в 3 раза выше, чем у дорожной плитки.
- Пластифицирующие и воздухововлекающие добавки не только способствуют созданию особой эластичности бетона, но также увеличивают его морозостойкость, которая характеризуется 300 циклами замораживания в интервале от минус 50 до плюс 50°C.
- Скорость изготовления и несложный монтаж объясняется отсутствием предварительной подготовки, кроме опалубки, и специальных выравнивающих работ.
- Так как в итоге получается монолитная плита с идеальной плоскостью, защищенная лаком, на ней не собирается вода и пыль, не остаются трудновыводимые следы от нефтепродуктов и масел. Он не обременяет владельцев особым уходом и не имеет скользкой поверхности, не боится ударов и ржавчины.
У него доступная цена по сравнению с другими материалами такого же экстерьера и назначения. В составе нет вредных ингредиентов.
Этой технологии немного лет, но производители активно усовершенствуют узоры оттисков. Сами пресс-формы выпускаются 2-х типов: жесткие и мягкие.
Первые предназначаются для строгих геометрических оттисков. Раньше они изготавливались из цельнолитого алюминиевого трафарета больших размеров. Более современные штампы производятся из жесткой пластмассы, которая не боится низких температур.
Мягкие, инновационные трафареты производят из силикона, заливая реальный материал полиуретаном в жидком состоянии. Эти клише используются для создания сложных рельефных структур. Хорошая гибкость позволяет без проблем удалять штампы после получения оттиска.
Жесткие пресс-формы уступают в работе мягким:
- у них нет такого длительного срока службы;
- им нужна предварительная расформовка и обработка перед использованием;
- они не обладают способностью придавать матовость или глянцевость поверхности;
- их клише не отображает мелкие детали тиснения.
Существуют технологии, позволяющие создавать штампы своими руками. Легче всего сделать жесткие трафареты. А интересные поверхности с узорами получаются из специальных полимерных форм.
Технология самостоятельной штамповки
Начальная стадия изготовления бетона своими руками такая же, как и у традиционного. Рассмотрим это на примере тротуарной дорожки:
- предварительно делается опалубка и уплотняется базовое основание для смеси;
- на 2-см от земли укладывается армосетка;
- готовым бетоном (самодельным или заказанным) маркой не ниже М200 заполняют опалубку, а затем уплотняют виброрейкой и разглаживают гладилкой.
После этого начинается творческий процесс создания штамповки.
1. Примерно через полчаса (зависит от погоды и от марки раствора), когда поверхность будет слегка увлажненная, а не мокрая, смесь начнет схватываться. Ее консистенция становится мягкой и вязкой как глина, готовая к лепке.
В это время наносится цветной отвердитель за 2 раза, с интервалом 5–10 минут, небольшими порциями, ровным слоем покрывающими поверхность. Его ингредиенты: красящие пигменты (об их разновидностях читайте тут), вяжущие модификаторы, размолоченный гранит, кварц или чистый речной песок. Благодаря им бетон приобретает цвет, твердость, лучше схватывается.
2. После выравнивания стальной гладилкой наносится специальное сыпучее или жидкое вещество встряхиванием широкой кистью. Эти разделительные компоненты, предотвращают прилипание штампов и оказывают дополнительный окрашивающий эффект.
Иногда этими компонентами пренебрегают, заменяют его сбрызгиванием из пульверизатора обратной поверхности трафарета машинным маслом, что позволяет прессующей форме легко отрываться. Но это возможно только для жестких штампов для бетона.
3. Проверяется пластичность раствора. Если он не липнет к ладоням, но продавливается на глубину 5–6 см, формы раскладывают поочередно, и начинается утрамбовка их ногами. Они должны удерживать вес человека и не опускаться в смесь.
4. На следующий день исправляются дефекты валиком или шпателем, а болгаркой выполняются усадочные швы. Плоскость промывается водой и затем соляной кислотой для образования разводов. Эта обработка позволяет порам раскрыться, что очень важно для последующего покрытия лаком или герметиком в два слоя через 24 часа.
Иногда используется силикатная пропитка, имеющая гидрофобные свойства. Она защищает штампованный бетон от негативного влияния окружающей среды, способствует лучшему насыщению поверхности цветом и придает ему дополнительный блеск.
Покупая формы, необходимо выбирать клише в зависимости от ориентирования в пространстве, горизонтального или вертикального расположения обрабатываемой плоскости. А также для больших территорий лучше иметь несколько форм: и жестких, и мягких. Это способствует качественному нанесению тиснения и сокращает сроки создания конструкции. Цена комплектов по Московской:
Типы | Количество клише в комплекте | Жесткость | Обрабатываемая площадь | Стоимость 1 клише, рубли | Цена комплекта, рубли |
Моделирование дикого камня для вертикальной плоскости | 3 | 80 | 0,33 | 4 800 | 12 000 |
Итальянский камень | 1 | 0,2 | 7 000 | ||
Имитация кирпича на стенах | 85 | 0,203 | 3 500 | ||
Моделирование старого гранита на вертикальных и горизонтальных поверхностях | 1 | 1,5 | 18 000 | ||
Имитация сланца. Штампы оснащены ручками | 2 | 80 | 0,36 | 6 900 | 12 000 |
У производителей также имеется услуга по предоставлению на прокат.
Формы для печатной штукатурки
После Октябрьской революции здание было предоставлено в распоряжение Петрогосиздата. Два нижних этажа передали Дому книги, а на остальных разместились редакции различных журналов.
В начале декабря 1919 г. директор Петрогосиздата И. И. Ионов вручил ключи от книжного магазина №1 его первому директору — А. И. Аникееву, и 19 декабря 1919 г. магазин открылся.
Обновленный Дом Книги является крупнейшим книжным магазином Петербурга и одним из крупнейших в Европе.
Здание Дома Книги сейчас одно из самых узнаваемых мест среди жителей города и множества туристов, которые с любопытством заглядывают в его двери.
Историческое здание дома Зингера, расположенное в доме 28 по Невскому проспекту на углу с каналом Грибоедова, известно всем петербуржцам и многим гостям нашего города как Дом Книги — знаменитый книжный магазин, один из центров культурной и интеллектуальной жизни города.
В 1776-1777 гг. на месте будущего Дома Книги было возведено трехэтажное здание, а во второй половине XIX века был надстроен еще один этаж. В здании расположились нотный магазин К. Ф. Гольца и книжный магазин А. Дейбнера. В начале 50-х гг. XIX века здесь открылось знаменитое «Дагерротипное и Фотографическое заведение» С. Л. Левицкого.
В 1902 г. немецкая фирма по производству швейных машинок «Зингер» купила этот участок земли, чтобы построить на нем здание, в котором должны были расположиться магазин, местное правление «Зингер» и множество помещений, предназначенных для сдачи в аренду.
У этого проекта были противники. Архитектор Л. А. Ильин (в 1925-1938 гг. — главный архитектор Ленинграда) полагал, что соседство фирмы с Казанским собором недопустимо. Тем не менее, Николай II 16мая 1902 г. дал разрешение на строительство нового здания. Оно возводилось в 1902-1904 гг. по проекту архитектора П. Ю. Сюзора. Зодчий впервые в России применил здесь железный каркас, заполненный кирпичной кладкой на цементе. Это новшество позволило строителям соорудить огромные окна, которые во многом определили стиль и облик фасада.
Еще одно новаторское решение Сюзора касалось водосточных труб. Для того, чтобы не перегружать фасад здания лишними конструкциями, архитектор «спрятал» их, и дождевые воды отводятся по медным трубам внутри стен. Система вентиляции и кондиционирования была самой современной для начала XX в. Приточные вентиляционные камеры находились в подвале, воздух в помещения подавался очищенным, подогретым и увлажненным.
Здание было выстроено в шесть этажей и имело седьмой — мансардный. Его фасады облицованы гранитом: на уровне первых двух этажей — красным, выше — серым. Внутренний дворик перекрыт стеклянной крышей, а стены в нем облицованы разноцветным глазурованным кирпичом. Это одна из ранних городских построек в стиле модерн: громадные окна-витрины (стекло одного окна весит почти центнер!), затейливый силуэт купола угловой башни, богатая отделка, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах дома, которая была выполнена по моделям известных скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. Угловую башню здания венчает стеклянный глобус диаметром 2,8 м. Он служил рекламой фирмы «Зингер», изнутри освещался электричеством, а снаружи был обвит надписью «Зингер и К°». Стеклянный шар поддерживает скульптурная группа, символизирующая мореплавание. Угловую часть фасада украшают бронзовые девы-валькирии на рострах кораблей (в скандинавской мифологии они по воле бога Одина решали исход сражения). Одна из них держит в руках веретено и швейную машинку — символы легкой промышленности, другая — гарпун, символизирующий судостроение и тяжелую промышленность. На фасаде также можно увидеть атрибуты Меркурия (Гермеса), бога торговли: кадуцей — «посох вестника» — жезл, обвитый двумя змеями, и петаз — дорожная шляпа с крыльями.
Башня дома компании «Зингер», задуманная как символ знаменитой фирмы, стала своеобразной доминантой этой части Невского проспекта, а со временем — одним из самых узнаваемых образов Санкт-Петербурга.
В нижних этажах здания располагался банк, американские консульство, магазин фирмы «Зингер» и этнографические выставки костюмов и вышивки. Выше находились швейные мастерские. Компания «Зингер» не только продавала швейные машины по всей России (она первой стала торговать ими в кредит), но и выполняла крупные заказы на пошив военной формы для русской армии. Мансарду занимало российское отделение компании «Зингер».
После Октябрьской революции здание было предоставлено в распоряжение Петрогосиздата. Два нижних этажа передали Дому книги, а на остальных разместились редакции различных журналов.
В начале декабря 1919 г. директор Петрогосиздата И. И. Ионов вручил ключи от книжного магазина №1 его первому директору — А. И. Аникееву, и 19 декабря 1919 г. магазин открылся.
В 1919-1920 гг. в Доме Книги была сосредоточена почти вся книжная торговля Петрогосиздата. Среди растущей сети предприятий книжной торговли магазин № 1 Дом Книги, при котором в 1923 г. были открыты отдел «Книга-почтой» и библиотечный коллектор, становится ведущим. Здесь часто бывали Алексей Толстой, Ольга Форш, Константин Федин, Самуил Маршак, Даниил Хармс. На верхних этажах здания располагались редакции издательств «Искусство», «Художественная литература», «Агропромиздат», издательство Лендетгиз, организованное С. Я. Маршаком и выпускавшее знаменитые журналы «Чиж» и «Ёж».
Во время блокады Ленинграда Дом Книги продолжал работать. В начале ноября 1941 г. в соседнее здание попала бомба, и взрывной волной выбило все стекла в витринах дома Зингера. Окна заколотили досками и фанерой, и при свете коптилок, в страшный холод сотрудники Дома Книги продолжали работать.
После войны в здании был проведен серьезный ремонт, и 14 ноября 1948 г. Дом Книги вновь открыл свои двери для читателей. В послевоенные годы Дом Книги постоянно совершенствовал методы работы, искал новые способы обслуживания покупателей, и в этих областях завоевал репутацию новатора. В 1949 г. в Доме Книги впервые был организован большой праздничный книжный базар, проходивший под лозунгом «Книга — лучший подарок!», который стал традиционным и из года в год привлекал тысячи покупателей. Дом Книги, который всегда был для горожан не просто магазином, но и важнейшим культурным центром, стал инициатором и организатором встреч читателей с авторами, регулярно проводил вечера поэзии. В торговых залах магазина проводились тематические «недели» и «декады» с экспозицией. Впервые в нашей книжной торговле Дом Книги ввел «Календарь новинок» в каждом отделе, одним из первых — еженедельное проведение обзоров новых поступлений книг.
В Доме Книги был создан актив читателей-энтузиастов, которые помогали продавцам в работе с ассортиментом и определяли число предварительных заказов на книги, находящиеся в печати.
Очень активно работал отдел «Книга — почтой». Покупателям высылались образцы книг для ознакомления, книжные подарки, афиши со списками книг. Магазин постоянно совершенствует организацию и методы изучения спроса. Так, в апреле 1965 г. Дом Книги провел учет всех отказов, обобщил и проанализировал результаты. Итоги этого анализа позволили издательствам и предприятиям книжной торговли значительно усовершенствовать методы работы и удовлетворить спрос покупателей.
В 2004 году ЗАО «Петербургское агентство недвижимости» приступило к капитальному ремонту и реставрационным работам, согласованным с КГИОП и Росохранкультурой. Обязательным условием ремонтных работ было сохранение исторических интерьеров.
Обновленный Дом Книги встречает посетителей полностью воссозданной центральной лестницей, реставрация которой обошлась в 1 млн. долларов. Сто лет назад лишь два лестничных марша были выполнены из каррарского мрамора (отделать всю лестницу этим же материалом тогда не позволяли технологии и финансы), остальные ступени выложили известняком. После реконструкции парадная лестница полностью оделась в мрамор — ее ступени по согласованию с КГИОП были заказаны и изготовлены в Италии.
В здании сооружены две новые лестницы, что полностью соответствует противопожарным требованиям, установлены современные лифты.
На стены, как и 100 лет назад, нанесена «венецианская штукатурка», в декоративных элементах реставраторы использовали сусальное золото. Восстановлены дубовые рамы и двери, мозаичный пол, декоративная ковка. Специалисты отреставрировали облицовочный гранит, по старым чертежам заново создали медную кровлю, восстановили плитку на стенах во внутреннем дворе здания.
«Американский» орел на фасаде также появился благодаря стараниям реставраторов: скульптуру пришлось воссоздавать по фотографиям и чертежам начала века.
Но внешнее великолепие невозможно без надежного внутреннего содержания, а износ инженерных систем здания составлял более 70%, была нарушены гидроизоляция фундамента, что привело к преждевременной коррозии конструкции подвала и первого этажа. Перекрытия первого этажа находились в критическом состоянии, на остальных этажах требовалась замена из-за сильных прогибов. В основание фундамента было внедрено 2,5 тысячи свай, которые обеспечивают необходимую степень крепления и гидроизоляции. Восстановлено остекление купола, сейчас в шаре стоят современные стеклопакеты.
Не нарушая гармонию исторических интерьеров, специалисты вписали в существующие стены новые системы жизнеобеспечения и пожаротушения. Вентиляционные короба искусно спрятали, кондиционеры разместили под оконными решетками. Мебель для магазина изготовлена крупнейшим производителем торгового оборудования, финской фирмой «GWS PIKVAL».
Гойя |Goya
Автор: Надежда Сикорская, Базель, 11. 10. 2021.
Афиша выставки в Фонде Бейлера (c) Nashagazeta
По случаю 275-летия со дня рождения великого испанского художника в Фонде Бейлера в Базеле вчера открылась масштабная выставка его работ, организованная в сотрудничестве с мадридским Национальным музеем Прадо.
A l’occasion du 275 e anniversaire de sa naissance, la Fondation Beyeler à Bâle consacre à Francisco Goya une importante exposition organisée en coopération avec le Museo National del Prado, à Madrid. Ouverte depuis hier.
Для почитателей творчества Франсиско Гойи (1746-1828) одного его имени на афише достаточно, чтобы, стараясь унять сердцебиение, бросить все и – в Базель, в Базель! Автор этих строк – из этой категории, а потому была счастлива увидеть все это великолепие за несколько дней до официального открытия, не поленившись ради этого встать спозаранку.
Впервые мы увидели картины Гойи еще в детстве в одном из советских художественных, и большого впечатления они на нас не произвели: какие-то расфуфыренные, напыщенные дяди и тети, какие махи и ведьмы, страшно далеки были они от советской действительности. (Кстати, из огромного наследия художника в России, насколько нам известно, находятся лишь три его творения.) Но потом, уже в начале студенчества, был прочитан роман очень популярного в СССР немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания». Прочитан один раз, второй, третий… Есть такие книги, дочитав которые, сразу хочешь вернуться к началу. После третьего прочтения мы достали с полки то самое художественное издание и начали, уже через лупу, рассматривать не «дядь и теть», а ставших хорошо знакомыми королей, инфант, герцогинь, мах и ведьм, Каэтан и Пепит и пытаться угадать в «Капричос» тот или иной страшный сон художника, пересказанный писателем. Ох уж эти сны! Кого из нас не преследуют они, но лишь единицам дано схватить сон за хвост и сделать его материальным — в музыке, в слове, в изображении. А персонаж «придворного живописца», вынужденного «сопротивляться, подчиняясь», был близок и понятен» — параллель между испанской инквизицией и отечественными компетентными органами напрашивалась сама собой. О том, чтобы увидеть картины «живьем», на тот момент не приходилось и мечтать – музей Прадо, хранилище большей части сокровищ, мог только. сниться. Но менялось время, менялись политические курсы, рухнул железный занавес, Прадо стал доступен, и мы встретились… Какой же это был восторг!
В романе Лиона Фейхвангера – считающемся историко-биографическим, но наделенном значительной долей прекрасного художественного вымысла, задуманном как первый из двух, но так и оставшийся единственным – описаны лишь 13 из долгих 60 лет творческого пути Гойи, с 1793 по 1806 годы. Но период этот был крайне насыщенным — именно тогда Гойей, успешным придворным живописцем, были написаны, среди прочего, портреты герцога Альба и его жены, создан безжалостный в своей достоверности «Портрет семьи Карла IV», начата и закончена серия офортов «Капричос», после чего автор был вызван в инквизицию для дачи объяснений. Вся серия «Капричос» представлена в Базеле, включая знаменитую гравюру под номером 43, озаглавленную испанской пословицей «Сон разума рождает чудовищ».
К счастью для почитателей Гойи, выставка в Базеле не ограничивается периодом, описанным в романе. На пресс-конференции, предшествовавшей официальному ее открытию – на котором, кстати, присутствовала королева Испании Летиция – директор Фонда Бейлера Сэм Келлер рассказал, что этот престижнейший частный фонд Швейцарии готовился к ней в течение долгих десяти лет и назвал ее крупнейшим его проектом. Невероятно, но факт – последняя выставка Гойи в Швейцарии проходила в Кунстхаусе Цюрихе аж в 1953 году, а до этого швейцарцы могли лицезреть его работы в 1939-м, когда, вместе с другими шедеврами Прадо, пережившими испанскую гражданскую войну в Женеве, они были выставлены в городском Музее искусства и истории.
На выставке в Базеле представлены 70 картин, а также около сотни изумительных рисунков и гравюр, детали которых можно рассматривать часами. Поверьте на слово, если до ее посещения вы прочитаете (или перечитаете) роман Фейхтвангера, то увидите всех их по-другому и получите еще большее интеллектуальное и эмоциональное наслаждение – такое же, какое получали современники художника, бывшие в курсе его дел и настроений, а потому отлично считывавшие, как модно теперь выражаться, глубинные смыслы этих творений.
Выставка в Базеле хороша тем, что дает посетителю представление как о разносторонних технических, так сказать, талантах Гойи (художник, рисовальщик, гравер, один из первых литографов), так и о его многогранной, сложной личности, отражающейся в его творчестве: успешный придворный живописец, не успевающий выполнять заказы сильных современного ему мира, он параллельно создает загадочный и волнующий, ни на какой другой не похожий художественный мир, в котором священное соседствует с мирским, изображения Христа – с ведьмами и грешниками, портреты и полотна на исторические темы – с натюрмортами и жанровыми сценами. (Обратите внимание на единственного «швейцарского» Гойю — натюрморт «Куски лосося», созданный в 1808-1812 годах и хранящийся в собрании Оскара Рейнхарта в Винтертуре.)
Богатство сюжетов и техник закрепило за Гойей репутацию одного из первых европейских художников, отвергшего общепринятые в его эпоху догмы в искусстве, ограничивавшие творческую свободу, и ратовавшего за право художника на спонтанность и оригинальность: один из возможных вариантов перевода Los Caprichos с испанского – причуды. Да, гений имеет на них право.
Одна из самых известных работ Гойи из представленных на выставке – украсившая афишу «Маха одетая» (1800-1807). История создания этого полотна, у которого есть пара, «Маха обнаженная», увлекательно описана Фейхтвангером. Обе работы принадлежали премьер-министру Испании времен Гойи Мануэлю Годою , после конфискации его коллекции Инквизицией они хранились в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, а с 1901 года экспонируются в музее Прадо рядом друг с другом.
Посетитель не пройдет мимо великолепного портрета герцогини Альбы, а также двух крайне редко выставляемых работ, хранящихся в частных европейских коллекциях – « Маха и Селестина на балконе » и « Две махи на балконе » , созданных в период между 1808 и 1812 годами. Нам хочется также обратить ваше мнение на менее известные, но не менее прекрасные жанровые сцены небольших форматов, большая часть которых находится в испанских частных коллекциях и крайне редко покидает пределы страны, так что увидеть их – настоящая удача. Задержитесь, например, у написанного в 1786 году холста под названием «Продавщицы цветов , или Весна. Эскиз для гобелена » , который наполнит дождливый октябрьский день весенней свежестью .
Еще одна невероятная удача Фонда Бейлера – возможность представить публике полную серию из восьми работ на исторические темы и жанровые сюжеты из коллекции маркиза Ла-Романа: до сих пор они выставлялись один-единственный раз, в Прадо.
Придворный живописец, Гойя никогда не утрачивал связь с простыми людьми, с « униженными и оскорбленными » , чем заслужил славу « художника заключенных и умалишенных ». Кажется невероятным, что обласканный двором художник тратит свое драгоценное время на изображение тюрем и сумасшедших домов , бандитов с большой дороги и судилищ Инквизиции, а также ужасов войны, запечатленных им в одноименной серии гравюр, созданной в 1811–1814 годах.
После посещения выставки советуем вам задержаться еще ненадолго в Фонде Бейлера и посмотреть фильм, специально созданный к ее открытию французским художником Филиппом Паррено по заказу Фонда Бейлера. Этот фильм, который можно отнести к жанру научной фантастики, называется « La Quinta del Sordo » (« Дом глухого») и посвящен серии из 14 работ, созданных Гойей в технике al secco (на стене, по увлажнённой штукатурке) для стен его дома в пригороде Мадрида, который он приобрел в феврале 1819 года и где жил до переезда в Бордо. Эта серия, названная «Черные картины» (в русском варианте – «Мрачные картины»), родилась в 1819-1824 годах, но была обнаружена лишь после смерти автора. Барон Эмиль д’Эрланже, приобретший дом в 1873 году, перенес настенные картины на холст, а затем передал их в дар Испанскому государству – с 1889 года они выставлены в Музее Прадо, чьи стены не покидают никогда в связи со своей крайней хрупкостью.
P.S. В заключение пресс-конференции испанский журналист спросил Сэма Келлера, насколько Гойя известен в Швейцарии. Мы удивились вопросу, но еще больше – ответу. «Имя Гойи, безусловно, на слуху, о нем «слышали». Но если попросить швейцарского прохожего сказать о нем что-то конкретное, назвать хоть одну работу, то вы введете его в замешательство», — признался директор Фонда Бейлера.
От редакции: Выставка «Гойя» будет открыта до 23 января 2022 года, но не откладывайте ее посещение на последний момент, ведь вам может захотеться вернуться!