Толщиномеры: принцип работы и разновидности
Толщиномеры: принцип работы и разновидности
Толщиномеры применяются для измерения толщины лакокрасочных покрытий и металлических изделий. Разновидностей толщиномеров много, подразделяются они на магнитные, ультразвуковые, вихретоковые, электромагнитные приборы.
Содержание статьи
- Применение толщиномеров
- Принцип работы толщиномеров
- Разновидности приборов, выбор толщиномера
Применение толщиномеров
Приобретать автомобиль на вторичном рынке рискованно, мало какой хозяин станет избавляться от хорошей машины, без ведомых причин. Нередки случаи, когда в продажу поступают битые транспортные средства, естественно, ни один покупатель не станет связываться с такими продавцами. В автомастерских научились полностью маскировать следы автомобиля побывавшего в аварии, порой даже опытные мастера, с ходу не отличают перекрашенный автомобиль. Здесь и пригодится толщиномер лакокрасочных покрытий.
На сегодняшний день выпускаются приборы, с помощью которых можно выявить следы свежей краски, достаточно лишь прикоснуться датчиками к поверхности кузова. К счастью для покупателей, толщиномеры лакокрасочного покрытия продаётся в каждом специализированном магазине. Компактное устройство, легко размещается на ладони руки, питается от обычной батарейки.
Существуют и более серьёзные сферы применения, например, ультразвуковые толщиномеры металла позволяют определить толщину стенки трубы или резервуара, узнать насколько она поражена коррозией. Ультразвуковой толщиномер фиксирует донные эхо-сигналы, что позволяет определять толщину стенок труб (включая изгибы), котлов, баллонов, сосудов, работающих под давлением, обшивок и других изделий из чёрных и цветных металлов. Прибор измеряет толщину изделий из пластмасс, стекла, керамики и других материалов с высоким затуханием ультразвука при одностороннем доступе к поверхности этих изделий. С помощью ультразвукового толщиномера можно определить степень коррозионного и эрозионного износа по остаточной толщине.
Принцип работы толщиномеров к содержанию
Слой краски, наносимый производителями транспортных средств, обычно не превышает 140мкм. Нередко, детали после рихтовки, обрабатывают шпаклёвкой, затем, наносят слой грунтовки, а это даёт дополнительную толщину. Если автомобиль не перекрашивался полностью, то разница толщин красочного слоя, на дверях и капоте, будет отличаться. Иногда, слой краски, на рихтованном изделии может отличаться в меньшую сторону, в этом случае определить какую деталь заменили, будет сложно.
Что касается УЗ толщиномеров металла, они могут применяться в лабораторных, полевых, цеховых условиях в различных отраслях производства и промышленности. При этом обязательна предварительная подготовка поверхности, необходимо использовать контактную смазку (различные масла, вода, глицерин, специальные контактные жидкости и гели для ультразвукового контроля и т.д.), это обеспечивает устойчивый акустический контакт.
УЗ толщиномер состоит из электронного блока, к нему с помощью кабелей подключаются сменные пьезоэлектрические преобразователи (ультразвуковые преобразователи, ПЭП). Для определения толщины изделий используются раздельно-совмещенные и совмещенные преобразователи.
Принцип действия ультразвукового толщиномера заключается в измерении времени двойного прохода ультразвуковых колебаний через исследуемое изделие от одной поверхности до другой, полученные данные пересчитываются в значение толщины изделия. Перед тем как приступить к измерениям, поверхность изделия очищается от грязи и песка, если есть коррозия, то необходимо соскоблить рыхлую ржавчину и нанести больше смазки, чем в случае с гладкой поверхностью.
Разновидности приборов, выбор толщиномера к содержанию
Приборы отличаются принципом работы, по этой причине разность показаний у различных моделей может существенно отличаться. Сегодня на прилавках интернет-магазинов можно встретить толщиномеры, следующего типа: магнитные, ультразвуковые, вихретоковые, электромагнитные приборы.
Самые доступные по цене — это магнитные толщиномеры, их принцип работы, прост. Внутри корпуса располагается обыкновенный магнит, с помощью которого и определяется толщина покрасочного слоя. Точность показаний приблизительная, может сильно отличаться от дорогостоящих моделей.
Электромагнитный прибор – это уже более дорогостоящее устройство, позволяет получить более точные показания. Их принцип действия аналогичен с первым типом, но за счёт электромагнитной индукции качество показаний у них выше. Минусом этих устройств можно считать узкую направленность. Эти устройства могут измерять толщину только металлических изделий.
Принцип действия ультразвуковых приборов, основан на отражении ультразвукового сигнала от поверхности. Это самые точные устройства, их способность позволяет получать данные с любой поверхности, пластик, алюминий, композитный материал. Единственный недостаток устройств – высокая стоимость.
Вихретоковые измерители толщины изделий. С помощью этого типа устройств можно снимать точные показатели, даже на таких поверхностях, как цветной металл или пластик, но в случае с железом, погрешность данных может отличаться.
Прибор для замера толщины краски – как выбрать и пользоваться?
Для проверки качества автомобиля на вторичном рынке часто выполняют замер толщины ЛКП. Иначе можно купить достаточно сомнительное авто с проблемами в ближайшем будущем. Если машину ремонтировали, восстанавливали после аварии, стоить она должна намного меньше небитого автомобиля. Для измерения этого показателя авто существует специальный прибор. Если вы довольно часто меняете машины, покупая их с рук на вторичном рынке, можно приобрести прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия. Это будет покупка, которая обязательно окупится.
Качественный толщиномер – это возможность за несколько секунд определить, была ли машина в аварии. Так вы можете сразу отказаться от покупки авто, которое было восстановлено. Можно определить и качество восстановления. Для проведения исследований вам потребуется заводская толщина краски. Получив эти данные, вы сможете без сложностей понять прошлое автомобиля, который находится перед вами. Давайте разберемся в особенностях работы данного прибора и научимся им правильно пользоваться.
Как работает толщиномер для краски автомобиля?
Принцип работы можно описать достаточно просто. Датчик на рабочей поверхности устройства отправляет сигналы, которые отбиваются от металлической поверхности. Затем сигналы возвращаются на датчик, а по отрезку времени прохода сигнала определяется толщина лакокрасочного покрытия. Технология достаточно сложна, но вся техника умещается в довольно простом и компактном корпусе. Есть различные виды аппаратов, которые стоит учитывать:
- Ультразвуковой – отлично работает на металле, керамических, пластиковых покрытиях. Можно проверить автомобильные бамперы, выполнить замер краски на композитных материалах и в других случаях.
- Магнитный – работает по принципу измерения отдаленности магнитного датчика от металла. Проблема в том, что устройство может работать не слишком точно, но полезные измерения все равно можно осуществить.
- Электромагнитный – работает очень точно, но обладает одним недостатком. Такой прибор может измерить толщину ЛКП только на металлических поверхностях. Зато результаты будут довольно точными, а стоимость устройства низкая.
- Вихретоковый – отлично подойдет для дорогих автомобилей. Металлы с плохой проводимостью тока могут давать погрешности в точности. Измерение толщины на поверхностях с примесью алюминия очень точное.
Толщиномер краски любого типа сработает хорошо, но лучшим решением будет универсальный вариант. Это ультразвуковые варианты или электромагнитные варианты. На их работу не повлияет окружающая температура, можно учитывать самые разные варианты ЛКП, вносить необходимые правки в измерения. Любое авто можно оценить за 2-3 минуты, если использовать правильный подход к оценке качества слоя краски. Стоит рассмотреть методику измерения ближе.
Порядок проверки толщины краски на авто
Автомобильные эксперты всегда носят с собой карманный компактный прибор, чтобы всегда иметь возможность проверки машины. Но без определенной методики вы можете так и не найти поврежденных деталей. Прибор для измерения толщины лакокрасочного материала для авто перед использованием необходимо проверить. Есть варианты оборудования, которые можно настраивать. При проведении проверки важно выполнить несколько стандартных действий и записать результат в блокнот:
- большие детали авто, такие как капот и крыша, необходимо проверить в 3-4 местах;
- крылья, двери и прочие мелкие элементы можно вымерять в 2 местах для общей статистики;
- затем необходимо выполнить дополнительные замеры в самых часто ремонтируемых местах;
- бамперы стоит проверить на местах изгиба и в нижней части, также записав результаты отдельно;
- далее все записанные цифры следует проверить на предмет стандартных показателей производителя.
Найти таблицы толщины заводской краски вы можете в интернете самостоятельно. Зачастую на авто, которые не видели в своей жизни кузовного ремонта, толщина при измерении должна быть в диапазоне от 75 до 160 микрон. Если показатель ниже, ремонт производился некачественно. Если слой слишком толстый, измерения показали наличие шпаклевки или непрофессиональную покраску кузовных деталей. Помните, что небольшие отклонения могут быть вызваны неточной работой прибора.
Какую модель толщиномера выбрать для использования?
Выбор зависит от ваших потребностей. Если вы хотите приобрести один автомобиль, можно просто взять прибор в аренду. Также есть возможность найти человека, который проведет измерение за небольшое вознаграждение. Если же краску на авто вам приходится мерить постоянно, лучше купить прибор в личное пользование. В таком случае необходимо подобрать модель, используя следующие критерии выбора среди доступных вариантов:
- цена – по стоимости можно найти приборы за несколько десятков долларов или профессиональные устройства с огромной стоимостью;
- точность измерения – у многих моделей указаны возможные отклонения от реальных показателей, на которые нужно обратить внимание;
- наличие памяти и базы данных по всем автомобильным маркам и моделям, дополнительные функции, которые вам понадобятся;
- качество корпуса, тип элементов питания и другие особенности, делающие использование устройства удобным и быстрым;
- производитель – можно выбрать простой китайский вариант или переплатить за европейскую гарантию и за громкое имя бренда.
Не обязательно платить большие деньги, даже если устройство вам необходимо для профессиональных целей. На СТО часто используют оборудование высокого класса, которое может за несколько минут обследовать каждый квадратный сантиметр окрашенных деталей кузова авто. Но для простой и быстрой проверки достаточно и недорогих решений.
Подводим итоги
Качественный прибор для измерения толщины краски на авто – это возможность предотвратить покупку битого автомобиля. Можно легко определить поврежденные места, а также увидеть качество восстановления. Порой с помощью прибора вы сможете снизить стоимость подержанного автомобиля. Для этого достаточно найти поврежденные места и потребовать у продавца скидку.
Покупать дорогое оборудование не обязательно. Чтобы померить толщину краски, достаточно базовых устройств с невысоким ценником. Но при росте стоимости растет также и эффективность прибора, его скорость работы и потенциальная долговечность. Покупать автомобиль без предварительной проверки не следует – на рынке слишком много некачественных предложений.
Прибор для проверки толщины лакокрасочного покрытия
70 микрон — именно такой слой лакокрасочного покрытия наносится на новенький автомобиль на заводе. В некоторых случаях толщина слоя может быть до 100 микрон, и этого вполне хватает для того, чтобы обеспечить надежную антикоррозионную защиту кузова, прочный слой грунта, краски и лака, придать машине презентабельный вид. В процессе эксплуатации заводской слой краски не стирается и не распухает, поэтому изменения толщины его могут быть связаны только с вмешательством в структуру ЛКП, нанесением шпаклевок и прочих ремонтных смесей.
Содержание:
Зачем проверять толщину слоя ЛКП
Даже самый профессиональный автомобильный маляр не сможет подкрасить или перекрасить автомобиль так, чтобы это не отразилось на толщине слоя ЛКП. Мы к тому ведем, что выявление лишнего слоя краски, а тем более шпаклевки необходимо в тех случаях, когда нужно проверить степень целостности покрытия, его слоя и равномерности. А попросту, если при покупке машины продавец по незнанию или умышленно скрывает факт ремонта кузовных панелей или деталей, то тут уже есть повод насторожиться.
Как правило, незначительные ремонтные работы на крыльях или на дверях скрывать не имеет никакого смысла, потому что они неизбежны при интенсивной эксплуатации автомобиля. Но если машина побывала в серьезной аварии, то такой ремонт вполне может быть скрыт продавцом, а его последствия могут проявиться и через год после покупки автомобиля. Да и вряд ли покупатель станет осознанно выбирать машину, которая имела серьезные повреждения кузова. В этой ситуации первую и неотложную консультативную помощь оказывает хитрый прибор, который называется
Толщиномер для лакокрасочного покрытия
Прибор для проверки толщины лакокрасочного покрытия позволит избежать недоразумений и неприятностей еще на стадии осмотра автомобиля перед покупкой. По сути, прибор является дефектоскопом ЛКП, который можно использовать в разных целях, а покупку машины мы привели просто для примера его эффективного использования.
Сканер краски, антишпаклевка, тестер, цифровой анализатор поверхности кузова — как его только не называют, но суть его от этого не меняется. Он способен измерить толщину краски или любого другого материала на металлических поверхностях кузова с высокой точностью. Покраска автомобиля в условиях автозавода допускает колебание толщины в 10 микрон, и качественный прибор может определить даже такое незначительное отклонение.
Принцип работы и разновидности прибора
Прибор работает по простому принципу — он определяет расстояние от датчика до металлической поверхности кузова автомобиля при помощи ультразвуковых волн и может определять толщину покрытия по двум методикам:
- по методу электромагнитной индукции;
- по методу вихретокового определения толщины.
В первом случае измеряется толщина слоя только на железосодержащих поверхностях, во втором позволяют измерять толщину на всех металлических поверхностях, в состав которых железо не входит. Алюминий, например.
Данные, полученные в результате замеров, выводятся на дисплей, и по ним можно судить о толщине слоя:
- полимерных составов;
- краски и лаков;
- шпаклевок и грунтов;
- поксидных заполнителей;
- резины.
Если прибор показывает недопустимую толщину слоя, значит автомобиль перекрашивался, рихтовался, шпаклевался. К тому же полезно будет узнать толщину слоя шпаклевки на будущее. Если мы знаем, о том, что автомобиль был в ремонте, и никто этого не скрывает, то можно судить о прочности шпаклевочного слоя, чтобы в дальнейшем предотвратить его растрескивание.
Степень точности сканера толщины краски
Человеческий волос в среднем имеет толщину около 50 микрон, а один миллиметр это 1000 микрон. Толщина автомобильной заводской краски обычно не превышает 100 ± 10 микрон. Этих допустимых 10 микрон могут проявиться как по всей поверхности равномерно, так и локально, все зависит от сложности формы и кривизны поверхности.
Прибор для проверки толщины слоя ЛКП может определить толщину в диапазоне от 0 до 1000 мкм, и этого вполне достаточно для выявления даже самых незначительных отклонений, не говоря уже о толстых слоях выравнивающих составов.
Технология замера толщины слоя
Для проведения точного замера прибор изначально должен быть откалиброван. Чтобы калибровка прошла максимально точно, в комплекте с хорошими детекторами идут калибровочные наборы для контрольного замера толщины пленки. Они представляют собой маркированные шайбы с защитным слоем, и после замера показания прибора сверяются со значением на шайбе.
Если прибор показывает данные, которые отклоняются от эталона на 5 микрон, прибор калибруется, и тогда можно приступать к замеру. В случае с покупкой подержанного автомобиля, все происходит следующим образом. К примеру, мы покупаем подержанный Опель Вектра, находим более-менее свежий автомобиль на стоянке или где угодно, и проверяем толщину краски. Теперь, когда мы знаем примерную толщину ЛКП у конкретной модели, можно смело идти осматривать именно ту Вектру, которую мы хотим купить. Отклонения в показаниях прибора в большую сторону будут говорить о том, что наша будущая машина, скорее всего, побывала в аварии или крепко переваривалась или ремонтировалась.
При замерах нужно учитывать, что разлет показаний на одной плоскости не должен быть более 10 мкм, а в целом по машине — 20 мкм. Таким образом, можно уже не спрашивать у продавца, красилась ли машина, шпаклевалась ли и были ли повреждения кузова. Прибор покажет все. Будьте бдительны до покупки, и удачной вам дороги после!
Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей
Во время приобретения автомобиля или после его ремонта можно проверить качество нанесённого поверхностного слоя.
Определить его величину поможет прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля. С помощью этого устройства контролируют качество работы по окраске и ремонту кузова авто.
Зачем нужен прибор для замера ЛКП
Степень целостности верхнего слоя и его толщина сказываются на продолжительном сроке службы деталей кузова автомашины. Выявление неравномерности нанесения краски помогает выяснить, насколько качественно был произведён ремонт.
Величина толщины краски на перекрашенном автомобиле будет значительно выше, чем после окраса на заводе. На самом деле ни одно высококачественное оборудование не способно сравниться с заводским качеством работы. Это нужно учитывать при проверке.
Замер прибором для определения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля показывает величину отклонения от нормы. Диагностика защищает покупателя от приобретения автомобиля после серьёзного ДТП.
Полезный сканер умело выявляет факт умышленного скрытия ремонта деталей кузова. Измеритель также способен вычислить места образования царапин, которые впоследствии затирали и перекрашивали. Таким образом, покупатель за несколько минут узнаёт о состоянии приобретаемого автомобиля.
Видео:
Важно! Автомобили, находящиеся в эксплуатации, регулярно подвергаются полировке, которая приводит к истощению и постепенному истиранию верхнего слоя поверхности кузова. Со временем показатели толщины ЛКП будут только уменьшаться.
Какие существуют типы сканеров
По принципу действия разделяют на несколько видов:
- Механические . Устройство для определения толщины краски используется для мокрого слоя при покраске кузова авто.
- Электромагнитные . Из-за принципа действия используются только на кузовах из «чёрных» металлов.
- Ультразвуковые . Считаются самыми точными приборами. Подходят для измерения на всех видах металлов, пластике, стекле, полимерах.
- Вихретоковые . Если на проверяемой поверхности имеются микротрещины и шероховатости, то точный прибор считывает даже малейшие колебания, поэтому может выдавать разные показания на одном и том же месте.
- Лазерные . Предназначены для профессионалов, выполняющих производственные работы.
- Магнитные . Делятся на магнитоотрывные и индукционные. Измеряют силу притяжения магнита к основанию, под ЛКП.
Измерительные приборы могут отличаться техническими характеристиками и функционалом. Соответственно устройства имеют различный ценовой диапазон.
Выбор опций будет зависеть от необходимых функций и сферы применения измерителя.
Модели могут быть оснащены:
- дисплеем;
- встроенной памятью;
- звуковым оповещением;
- подсветкой;
- функцией автоотключения.
Видео:
В чём заключается принцип работы измерителей
С помощью сканеров легко и за несколько минут определяют толщину ЛКП. Специальных навыков в работе не требуется. Итак, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей?
Для начала работы необходимо включить прибор и дождаться светового сигнала. После этого прибор подносят к измеряемой поверхности. Положение сканера должно быть ровным и плотно прижиматься к объекту измерения. Пальцем нажимают на курок и ждут 1-3 секунды. На табло появляется показание в микронах.
Преимуществом прибора является возможность беспрерывного замера. После первых показаний, отступают небольшое расстояние и повторяют замер. Получают второй показатель измерения. Допустимое отклонение составляет 10 микрон. Это считается нормой.
Остальные отклонения показывают о неравномерном нанесении краски или лака либо о том, что участок подвергался ремонту. Измеритель, оснащённый дополнительными функциями, облегчает работу по измерению и делает её намного комфортней.
Важно! Толщина покраски авто с завода варьируется по показателям от 60 до 150 микрон. Отклонения могут составлять 10-20 микрон на различных участках поверхности. Все приборы способны определять толщину в диапазоне от 0 до 1 тыс. микрон.
Соответственно, если значение прибора составляет от 180 микрон, следует сделать выводы, что машина перекрашивалась. Показатель свыше 300 микрон свидетельствует о наличие на участке слоя шпаклёвки.
Видео:
Делаем правильный выбор толщиномера лакокрасочных покрытий автомобиля
При выборе сканера нужно ориентироваться на цели, для которых он будет использоваться. Если аппарат предполагается применять в профессиональной сфере, то модель должна быть многофункциональной. Приобретённый прибор должен содержать все необходимые функции, исходя из требований будущего пользователя.
Важно! Выбирать толщиномер независимо от ценового диапазона нужно с высокой точностью и стабильной работой, в сравнении с представленной на рынке линейкой продукта.
- Для бюджетного варианта подойдут магнитные и электромагнитные модели.
- Для удобства эксплуатации не стоит выбирать сканеры больших размеров. Достаточно приобрести компактную модель для измерения труднодоступных участков.
- Наличие в комплекте подсветки или фонаря обеспечивает удобство работы в условиях плохой видимости.
- Немаловажно обращать внимание на ёмкость батареи, которая отвечает за продолжительность работы сканера.
- Такой параметр, как температурный диапазон говорит о возможности использования прибора при определённой температуре.
- При покупке сканера продавец обязан предоставить гарантийный талон, который поможет обменять товар в случае поломки.
Видео:
P.S. Цена прибора для проверки лакокрасочного покрытия автомобиля зависит от его комплектации, функциональности, принципа работы. Сегодня, существуют многие разновидности моделей приборов, в зависимости от производителя, марки.
Дешевые устройства покупают за 1 000 руб, а дорогие 30 000 руб. Самые раскупаемые модели толщиномеров стоят 5 000 — 7 000 рублей.
Выбирая прибор, следует руководствоваться правилами, о которых говорилось в этой статье. Толщиномер можно не только приобрести в магазине, но арендовать.