Ooobober.ru

Строй Материалы
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  • Общие сведения
  • История
  • Архитектурное описание
  • Утраты, перестройки, реставрации
  • Источники и литература

Колокольня церкви Покрова

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Датировка: 1715 г.

Вид: памятник архитектуры.

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия регионального значения.

Документ о постановке на государственную охрану:

Номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: 351711292460005

Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Луначарского, 66а

Краткое описание. Колокольня утраченного в 1960-е годы Покровского Красногорского храма оформлена в традициях позднего классицизма. Это единственное строение из архитектурного комплекса Покровского прихода, частично сохранившееся до наших дней. Значение этого памятника в архитектурном наследии Великого Устюга усиливается в связи с утратой большинства городских колоколен XIX века.

Современное использование: не используется

ИСТОРИЯ

Начало истории церкви Покрова Божией Матери на Красной Горе восходит к 1687 году, когда проживавшие близ города крестьяне, являвшиеся прихожанами Иоанно-Предтеченского женского монастыря, по благословению архиепископа Устюжского и Тотемского Александра сделали из ветхого деревянного теплого храма Иоанновского собора отдельную приходскую церковь во имя Покрова Божией Матери. В 1715 году вместо деревянной Покровской церкви по благословению архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа был построен теплый каменный храм, освященный 11 сентября того же года. В 1702 году при Покровской Красногорской церкви по благословению архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа построена деревянная холодная церковь во имя Всех Святых, вместо которой в 1768–1780 годах был возведен каменный храм. В 1778 году с северной стороны Покровской церкви был пристроен придел во имя Святых мучеников Флора и Лавра, освященный 26 ноября 1779 года протоиереем Успенского собора Афанасием Васильевым. В 1889 году при Покровском храме была возведена каменная колокольня.

В 1893 году А.Попов опубликовал в «Вологодских епархиальных ведомостях» следующее описание иконостаса Покровского Красногорского храма: «Иконостас Покровской церкви столярный крашеный с четырьмя колоннами, выкрашенными под мрамор. Царские врата столярные с золоченой резьбой, с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. Местные образа: справа – Богоявление Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Иоанн Предтеча. Слева – Умиление Пресвятой Богородицы, Рождество Божией Матери, Все Святые. Над царскими вратами образ Вседержителя, над ним Тайная Вечеря, а по сторонам четыре места, куда поочередно ставились образа с двунадесятыми праздниками. В этом иконостасе заслуживали внимания образа: Покрова Пресвятой Богородицы – он поступил в Покровскую церковь от создателя еще деревянного храма Ивана Афанасьевича Заболотского и имел надпись: «Лета 7195 (1687) года писана сия святая икона на Устюге Великомъ, а совершися того же года июня во 2 день в церковь Покрову Пресвятыя Богородицы на новое место на Красную гору. А деньги за сию икону платилъ мастеру владыченъ христианинъ Иванъ Афанасьевъ отъ своихъ пожитковъ»; Всех Святых, написанный в 1701 году еще в деревянную Всесвятскую церковь по обещанию Устюжского посадского человека Ильи Плотниковка и имел надпись: «Лета 7209 году, а отъ Рождества Христова 1701, месяца июня въ 1 день, по благословению преосвященного архиепископа Иосифа Великоустюжскаго и Тотемскаго, написана сия святая икона въ новую начальную церковь на Красную гору; да съ сей же иконою написано семъ икон: Воскресение Христа Бога нашего, Соборъ архангела Михаила, Благовещения Богородицы, Умовение ногъ святыхъ апостолъ, Распятие Господа нашего Иисуса Христа, Илии Пророка и мученика Еоргия, а по обещанию и радению приложилъ те образы устюжанинъ посадской торговый человекъ Илья Борисовъ сынъ Плотниковъ, онъ же и Сусоровъ, а попъ Петръ Ивановъ былъ, и повостъ сталъ строиться въ лето 7195 года марта 25 дня, при архиепископе Александре». Трапезный иконостас столярный крашеный с полуколоннами, в нем образа: Вседержителя с предстоящими, Спас Нерукотворенный, Божией Матери Всех Скорбящих, Благовещение Богородицы. Над этими образами по центру Распятие Господне, по сторонам на 6 дсках Страсти Христовы. Придел во имя Святых мучеников Флора и Лавра. Вход в придел через трапезную Покровской церкви. Предалтарный иконостас столярный. Царские врата резные золоченые. Местные образа: справа – Вседержитель, мученики Флор и Лавр, Божия Матерь Владимирская; слева – Божией Матери Нечаянная Радость, архидьякона Стефана. Над местными образами по центру Вседержитель с предстоящими, по сторонам Апостолы Павел с Андреем, Апостол Петр с Иоанном Богословом, и в двух треугольниках Зосима и Савватий Соловецкие».

На 1916 год в Покровском городском приходе числилось 2622 прихожанина. К храму была приписана часовня в деревне Смольниково.

От ансамбля Покровского прихода до наших дней частично сохранилась лишь колокольня, помещение которой долгое время использовалось как склад. В 2011 году благодаря благотворителю Василию Михайловичу Перевалову рядом с полуразвалившейся колокольней возведена кирпичная часовня, освященная в честь Покрова Богородицы, благоустроена прилегающая территория.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28 ноября 2009г. 35-СК № 574100 собственником данного объекта культурного наследия является Муниципальное образование «Великоустюгский муниципальный район».

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Колокольня расположена на северной окраине города, около кладбища, на Красной Горе – возвышенности, отделенной от Северной Двины низменной пойменной открытой местностью. Колокольня входила в комплекс церквей Покровского прихода. С восточной стороны колокольня первоначально примыкала к трапезной Покровской Красногорской церкви, утраченной в 1960-е годы.

Колокольня трёхярусная, сложена из кирпича размером 28х7,5 см. Основные габариты: 20,5х7,0 м. Нижний ярус (основание) колокольни – квадратный в плане; к нему с южной и северной сторон примыкают симметричные боковые пониженные объемы. Основное подколокольное помещение имеет размеры 3,1х3,2 м, боковые помещения – 5,6х5,1 м. Помещения первого яруса перекрыты кирпичными сводами. Второй и третий ярус представляют собой уменьшающиеся восьмерики. На уровне верхнего яруса (яруса звонов) была сделана круговая смотровая площадка, обнесенная металлической оградой с фонарями. Верхний ярус, увенчанный обращёнными на четыре стороны треугольными фронтонами, был перекрыт деревянным восьмигранным куполом, над которым возвышался глухой вытянутый цилиндрический барабан со шпилем. Как отмечается в учетно-охранной документации объекта культурного наследия, пространственная композиция колокольни «отличается гармоничностью и совместно с храмом Покрова (разобран в 1960-х годах) хорошо завершала цепь старинных каменных храмов города в его панораме с реки». Декоративные детали фасадов колокольни: лопатки, карнизы, обрамления оконных проемов, треугольные фронтоны над ярусом звонов, полуциркульные завершения входных и оконных проемов, полуциркульные оконные проемы первого яруса над входами с западной и восточной сторон, круглое западное окно и ложные круглые окна второго яруса, четыре арочных проема яруса звонов, шпиль колокольни– выполнены в традициях классицизма. В незаложенных проемах основания колокольни сохранились решетки.

Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 3 июля 2019 года № 6-O/01-07. Приложение 21: Границы территории, координаты характерных (поворотных) точек границ территории, режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Колокольня церкви Покрова, 1715 г.», расположенного по адресу: г. Великий Устюг, ул. Луначарского, д. 66А: http://docs.cntd.ru/document/561422443

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

Утрачено завершение колокольни, разрушена кровля, своды в аварийном состоянии, разрушается карниз яруса звонов, часть проемов первого яруса заложена.

В ходе проведенной в 2017 году выездной проверки Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области установлено: «Требуется провести работы по устройству временной кровли для предотвращения дальнейшего разрушения стен объекта от атмосферных осадков, а также заложить проемы, предотвратить доступ к аварийному объекту».

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Дунаев Б. И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915.

Информация о результатах проведенной плановой выездной проверки в отношении Администрации Великоустюгского муниципального района в период с 3 апреля 2017 года по 28 апреля 2017 года. URL: https://okn.gov35.ru/dokumenty/detail.php?ELEMENT_ID=8406

Паспорт на памятник архитектуры «Колокольня церкви Покрова» Вологодская обл., г. Великий Устюг, на Горе около городского кладбища / составитель Е.С. Староносова, ред. П.А. Тельтевский, август 1970 г. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация».

Попов А. Покровская Красногорская церковь в г. Устюг // Вологодские епархиальные ведомости. 1893. 15 октября. № 20. Прибавление.

Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 3 июля 2019 года № 6-О/01-07 «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории города Великий Устюг» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/561422443

Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии: Великоустюжская епархия. Вологда: Древности Севера, 2018. С. 46–47, 273.

© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.

Архангельский собор Московского Кремля

Архангельский собор Московского Кремля — выдающийся памятник русского зодчества. Расположен на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви.

История Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247–1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии — в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505–1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архитектура Архангельского собора

В основном храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане — прямоугольник, вытянутый по оси восток — запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения — ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внёс в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Убранство Архангельского собора

В интерьере собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также, он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564–1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому — сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев — Симон Ушаков и Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси. Всего 92 мастера принимали участие в росписи стен храма. Интересна галерея из условных портретов князей и царей, похороненных здесь. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила.

Иконостас, сооруженный при строительстве храма (1508 года) сгорел во время пожара в 1547 году. В настоящее время в храме установлен иконостас, выполненный царскими резчиками в 1679–1680 гг. Большинство икон были выполнены тоже в это время. Главная достопримечательность — храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», относится к 14–15 вв. Ее можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси. Также примечателен список чудотворной иконы Благовещение Устюжское. Некоторые иконы верхних ярусов иконостаса написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 года и старше. Верхний ряд венчает Распятие Господне, выполненное Ф. Зубовым и М. Милютиным.

Архангельский собор как усыпальница

Как были расположены захоронения в храме в 1333 году неизвестно. Первым на территории храма был похоронен Иван Калита, который и заложил храм.

Когда в 1505 году храм разобрали, княжеские гробы были вынесены. А в новый храм их поместили в октябре 1507 года. Расположение погребений проводилось по чётким правилам. По южным стенам расположены великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья — у северной стены. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, его дед и отец (Василий II и Иоанн III) и внук царевич Димитрий. В 60-х гг. 16 века царь Иоанн IV соорудил новый придел для царской усыпальницы. Здесь покоятся царевич Иоанн Иоаннович, цари Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович.

Всего в храме 54 захоронения. Большая часть погребений находится под плитами пола. В 17 веке над ними были сооружены надгробия, украшенные орнаментами и надписями. Открыто здесь почивают мощи царевича Димитрия Угличского, помещенные сюда в 1606 году у среднего северного столба. В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Московского Кремля — это одна из святынь русского православия. И хотя в нём работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector