Въезд под кирпич: как стройки борются с нехваткой рабочих рук
Въезд под кирпич: как стройки борются с нехваткой рабочих рук
Прошло больше года после того, как по распоряжению мэра Сергея Собянина в связи с коронавирусом на несколько недель были приостановлены строительные работы. С тех пор ситуация кардинально изменилась: программа льготной ипотеки подстегнула спрос, и застройщики начинают все новые и новые проекты. Однако трудовые мигранты все еще сталкиваются с ограничениями на въезд в Россию. В итоге от ограничений выиграли обладатели строительных профессий из регионов.
«Дефицит рабочей силы сохраняется, однако он не такой сильный, как во времена локдауна. Возобновление авиасообщения стабилизировало ситуацию на рынке, поэтому мы продолжили самостоятельно привлекать кадры из-за рубежа», — рассказывает руководитель подразделения управления персоналом компании «Брусника» Наталья Гоголина. «В первой половине года движения особо не было, но с весны трудовые мигранты начали прибывать, сейчас приток 1000-3000 человек в день», — подтверждает пресс-секретарь Федерации мигрантов России Кристина Цигуй.
Тем не менее, проблема не решена полностью. «Несмотря на то, что рабочих на наших площадках стало больше, чем в прошлом году (с учетом увеличившихся на 30% объемов строительства), мы все еще нуждаемся в более 2000 рабочих разного профиля, от монолитчиков и каменщиков до отделочников и фасадчиков», — говорит Гоголина из «Брусники». По словам директора по строительству ГК «Гранель» Андрея Зимонова, им не хватает около 30-35% рабочих. В дефиците монолитчики, каменщики, отделочники, разнорабочие, соглашается Зимонов.
«Сейчас у нас на площадках рост численности на 1500 рабочих год к году, это вызвано технологическим циклом работ, но для выполнения наших целей не хватает еще 20% строителей», — об аналогичной ситуации рассказывает управляющий директор компании «Самолет» Андрей Иваненко.
Данные кадровых агентств рисуют схожу картину. Так, по информации управляющего директора «Авито Работы» Артема Кумпеля, за последние два года прирост количества вакансий в сфере строительства составил 130%. Активность соискателей также растет, но менее значительно — интерес кандидатов увеличился на 20% и 50% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и 2019-го. «В частности, разнорабочих в этом году стали искать на 190% чаще, чем в прошлом году, прорабов — на 100%, строителей — на 70%, монтажников — 65%. Самой востребованной профессией в сфере строительства среди соискателей стал разнорабочий, на подобные вакансии откликались на 40% чаще, чем в прошлом году», — говорит Кумпель.
Помимо оттока мигрантов, дефициту способствуют снижение количества трудоспособного населения наряду с нарастающими объемами строительства, подчеркивает Кумпель. «На фоне пандемии уменьшилась и внутренняя миграция. Совместно с центрами занятости мы смотрим на сложившуюся ситуацию и понимаем, что в стране откровенный дефицит рабочей силы», — констатирует он.
По данным HeadHunter, профессии в сфере строительства входят в топ самых востребованных по итогам первого полугодия 2021-го. По данным Банка данных заработных плат hh.ru, средняя фактическая зарплата в секторе «Строительство, недвижимость, эксплуатация, проектирование» в первом полугодии 2021-го составила 89 000 рублей, что на 2% выше, чем в первом полугодии 2020-го. Конкуренция за рабочее место в строительстве за два последних года снизилась почти в два раза: в июне 2019-го на одну вакансию приходилось три резюме, в июне 2021-го — показатель опустился до 1,8.
«Не могут оплатить билеты»
По данным МВД, в первые пять месяцев 2021 года иностранными гражданами было оформлено около 540 000 патентов на работу, год назад (учитывая допандемийные январь и февраль) — 585 000. По данным Федерации иигрантов России (ФМР), общее количество находящихся сейчас в стране иностранцев — около 10 млн человек.
Несмотря на возобновления авиасообщения с рядом стран СНГ, границы пропускают меньшее количество иностранных граждан. Из Узбекистана и Таджикистана запущены только два регулярных рейса в неделю, билеты на них, по данным Aviasales, раскупают за несколько недель. По данным Туту.ру, поток авиапассажиров из Узбекистана, Молдавии и Азербайджана в годовом выражении снизился на 6-8%, из Белоруссии на 34%, из Казахстана и Таджикистана примерно на 65%. Только из Армении продажи билетов выросли на 63%, из Киргизии — на 95% (границы с Арменией открылись в феврале 2021 года, с Киргизией — еще в марте 2020 года, но рейсов из-за пандемии было мало, в этом году их число увеличилось).
По данным аналитического центра сервиса поездок и путешествий Туту.ру, средние чеки за перелет в Россию из Киргизии и Узбекистана выросли — в два с половиной раза, из Таджикистана и Казахстана — в три раза, из Молдавии — в полтора раза, из Армении, Азербайджана и Белоруссии — примерно в два раза. И во втором квартале по отношению к первому средний чек на поездки из Армении и Таджикистана снизился на 40%, из Белоруссии — на 30%, из Киргизии — на 15%, из Молдавии — на 10%, из Азербайджана — на 5%, то из Казахстана — рост на 6%, а из Узбекистана — на 25%.
«Многие мигранты уехали с неоплаченными или с частично неоплаченными трудовыми контрактами. Им физически тяжело вернуться. Во-первых, они стали меньше доверять работодателям, во-вторых, они не могут оплатить билеты. В Узбекистане продажу билетов сократили, поэтому стоимость может доходить до 60 000 рублей за билет, для них это неподъемные деньги», — говорит управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
«Из Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Армении, а также Азербайджана рабочим въехать проще. Однако Таджикистан и Узбекистан, наиболее крупные рынки трудовых услуг, пока во многом закрыты для российских строительных компаний. И профессиональные саморегулируемые организации пытаются в переговорах с правительством снять эти ограничения с Душанбе и Ташкента», — рассказывает Зимонов.
«Рост на 10% за месяцы»
Застройщики приспособились к нехватке рабочих и выработали механизмы, позволяющие восполнить нехватку. В первую очередь они привлекают рабочих более конкурентными зарплатами. «Мы платим больше, чем конкуренты, и у нас нет нехватки рабочих на объектах. Средняя зарплата строителей за последние несколько месяцев увеличилась на 10-15%», — говорит президент ГК «Основа» Александр Ручьев. По словам Зимонова из «Гранели», услуги рабочих подорожали на 20-25%. Иваненко отмечает рост от 10% до 25% в зависимости от специальности. Директор по персоналу «ДСК-1» Оксана Коровкина заметила, что даже в их компании, не испытывающей дефицита, пришлось чаще проводить мониторинг, чтобы держать среднюю зарплату на уровне рыночной и не терять сотрудников. «Раньше мы проводили обзоры уровня заработных плат раз в квартал, теперь каждые две недели. За период пандемии мы неоднократно встречались с ситуациями существенного роста зарплатных ожиданий кандидатов в коротком периоде», — делится Коровкина. «Живем на одном уровне цен — и вдруг за месяцы по какой-нибудь специальности средняя зарплата растет на 10%», — говорит представитель HR в крупной строительной компании.
Подрядные организации активно привлекают рабочих из российских регионов. «Компании размещают рекламные объявления на местных телеканалах, в газетах, в маршрутных такси. При этом география самая разнообразная, в сфере интересов крупных компаний — большинство регионов страны», — говорит Зимонов. На строительных объектах «Гранели» до 70% — рабочие из российских регионов.
«В «Бруснике» созданы собственные производственные подразделения, выполняющие критически важные виды работ. Они обеспечены необходимыми человеческими и материальными ресурсами. К тому же, для наших подрядных организаций действует межрегиональная программа в Тюмени, Новосибирске, Екатеринбурге и Москве. Благодаря ей мы можем перераспределять кадры и предлагать подрядчикам контракты в разных городах», — говорит Гоголина.
По мнению Артема Кумпеля, до 2025 года ситуация с нехваткой работников на строительном рынке будет только обостряться. Это обусловлено и серьезными демографическими проблемами страны — старением населения и снижением рождаемости. «С этим ничего нельзя сделать — это объективная реальность, с которой нужно учиться работать», — пессимистично заключает Кумпель.
«Строительный рынок труда, как и рынок труда в принципе, догоняет демографическая яма — 20 лет назад уровень рождаемости был критически низким. Тогда же, в нулевых, в связи с падением престижа рабочих профессий практически исчезли учебные заведения среднего профессионального образования (СПО). Сегодня ситуация в сфере СПО в строительстве выправляется, но большинство таких учебных заведений ориентированы на массовый выпуск специалистов в области проектирования, архитектуры и т.п., и в меньшей степени кадров массовых профессий, не ориентируясь на потребности работодателей отрасли, которые в свою очередь не готовы брать специалистов в области проектировании, как пример, без высшего образования. Усугубляется проблема нежеланием выпускников учебных заведений поступательно развиваться в профессии — пройти все этапы пути от рабочей профессии. Выпускники приходят на стройку и сразу хотят управлять процессом строительства», — комментирует Оксана Коровкина.
Как оспорить въезд под «кирпич»
При выезде из двора на главную дорогу нет знаков, запрещающих поворот налево, только «Уступи дорогу». Разметки на дороге нет (стерта на 95 %). Чуть дальше слева виден знак, указывающий, что есть две полосы встречного движения и одна полоса по направлению движения. Припаркованных машин очень мало, две-три. Я поворачиваю налево, где меня сразу же останавливает ДПС и объясняет, что я нарушил ПДД и поехал под «Кирпич», потому что нельзя было поворачивать налево при выезде из двора. В качестве причины мне объяснили, что видели, как мой автомобиль въехал по этой же дороге в этот двор (ехал по главной и повернул направо во двор), а за 20 метров до поворота есть знак «Одностороннее движение» по направлению движения. Инспекторы утверждают, что засняли, как мой автомобиль проезжал этот знак, следовательно, я должен был видеть его и принять во внимание при последующем выезде со двора, то есть выехать со двора, повернув на главную исключительно направо. Это правда, я так и въехал во двор за 15 минут до момента выезда из него и остановки сотрудниками ДПС. Я не согласился с ними, сославшись на то, что не я был за рулем, въезжая во двор. Сказал, что за рулем был мой товарищ (который действительно был со мной и который вписан в страховку). Я добавил, что не заезжал в этот двор и, соответственно, не мог знать о знаке «Односторонее движение» перед въездом. Я отказался пописывать протокол, ничего там не указал. Протокол подписали двое понятых. я сделал фотографии всех знаков и отсутствия разметки на дороге при выезде со двора. Теперь ожидаю судебного разбирательства. Скажите, могу ли я выиграть дело, используя в качестве аргументов отсутствие запрещающих знаков при выезде со двора налево и утверждение, что не я был за рулем, когда мой автомобиль заезжал во двор? Андрей Семенченко, Ростов-на-Дону
В данной ситуации у вас хорошие перспективы на выигрыш дела, поскольку ИДПС не сможет доказать, что вы знали, что выезжаете на дорогу с односторонним движением, и выезд со двора не оборудован соответствующим знаком, предупреждающим вас об том.
Автомобилисты, следующие сегодня утром из Зеленограда в Москву, были вынуждены более часа торчать в пробке на Ленинградском шоссе. Если раньше, сообщает портал Новости@Mail.Ru, путь до столицы в это время суток занимал максимум полчаса, сегодня водители и их пассажиры были вынуждены толкаться в пробке минимум полтора часа.
Плотность машин в районе Подрезково остается высокой. Стоящие в пробке водители уверяют, что такого серьезного затора на «Ленинградке» не видели даже в июне этого года, когда дорожники приступили к ремонту путепровода через ж/д полотно, ограничив, тем самым, проезд по нему автотранспорта. Примечательно, что в Центре организации дорожного движения правительства Москвы не могут установить причину пробки, образовавшейся сегодня утром на Ленинградском шоссе.
Дорожный знак 3.1 «Въезд запрещён»
Этот знак водители метко прозвали «кирпич» за его цвет и форму: прямоугольник белого цвета на красном фоне. Дорожный знак 3.1 «Въезд запрещён» относится к категории запрещающих знаков и имеет характерную для этой группы круглую форму.
Значение этого знака предельно просто: он запрещает въезд и движение практически для всех видов транспорта, включая автомобили инвалидов.
В каких случаях устанавливается знак 3.1 «Въезд запрещён»
Чаще всего знак 3.1 «Въезд запрещён» используется для того, чтобы предотвратить выезд автомобиля на полосу встречного движения, к примеру, на дорогах с односторонним движением. В некоторых ситуациях «под кирпич» могут проезжать маршрутные транспортные средства. Так бывает, к примеру, тогда, когда они в соответствии со своим маршрутом, должны двигаться в направлении, противоположном потоку движения. В этом случае для таких транспортных средств выделяется отдельная полоса. Водителям маршрутного транспорта следует помнить, что они могут ехать под знак лишь тогда, когда перевозят пассажиров и едут в соответствии со своим обычным маршрутом. Если же водитель в конце смены возвращается в депо, он обязан соблюдать запрет.
Знак 3.1 может также устанавливаться на автозаправках, где для удобства обслуживания клиентов организовывается одностороннее движение: автомобили могут заезжать лишь с одной стороны заправки, а выезд с неё со стороны дороги обозначается знаком «Въезд запрещён».
Ещё одна ситуация установки «кирпича» — двор многоэтажного дома, в котором организовано одностороннее движение. Знак в этом случае ставят для того, чтобы въезжающий на дворовую территорию водитель не наткнулся на выезжающий автомобиль.
Знак «Въезд запрещён» может устанавливаться и с другими знаками, к примеру, со знаком 1.25 «Ремонтные работы». Значение сочетания двух этих знаков совершенно ясно: не стоит ехать в то место, где могут быть ямы, канавы и прочие препятствия. Кроме того, «кирпич» может дополняться табличками дополнительной информации, например, из серии 8.5 (таблички этой серии указывают на дни недели и часы действия основного знака) или 8.4 (эта серия указывает, на какой вид транспорта распространяется или не распространяется действие знака).
Наказание за нарушение указания знака 3.1 «Въезд запрещён» достаточно строгое: штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение прав сроком на полгода. Но даже самое строгое наказание – полная ерунда в сравнении с потерей здоровья или жизни людей из-за выезда на полосу встречного движения.
– Дорожный знак 3.2 «Движение запрещено»
– Дорожный знак 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено»
– Дорожный знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено»
Проезд под Кирпич штраф или лишение
Среди многих противоречивых положений Правил Дорожного движения водители особенно недолюбливают запрещающий знак, именуемый в народе «кирпич». Чем же он так страшен для автолюбителя и как себя стоит вести на дороге, где расположен этот знак и какой штраф за проезд под кирпич.
В каких случаях устанавливается знак Кирпич
Однозначного ответа на этот вопрос ПДД, к сожалению, не содержат. Поэтому инспекторы могут применить к вам различные штрафные санкции, в зависимости от ситуации.
Запрещающий дорожный знак 3.1 обозначает запрет на проезд в определенном направлении. Согласно ГОСТ 52289, его устанавливают, когда необходимо:
- запретить въезд на выделенный участок дороги или отдельную полосу
- запретить въезд на полосу одностороннего движения, осуществляемого в обратном направлении
- отрегулировать движение автомобилей на территориях парковок, автозаправочных станций
При этом, если требуется, рядом с «кирпичом» вешаются специальные таблички (информационные знаки). Однако далеко при взгляде на установленный знак становится понятно, что именно он запрещает на этой территории. Нередки случаи, когда знаки устанавливались в неположенном месте, будь то халатность сотрудников ГАИ или неувязки в Законодательстве.
Дополнительные вопросы вызывают мотивы, которыми руководствуются инспекторы при определении размера штрафа для нарушителя. Поэтому рассмотрим данный вопрос поподробнее.
Проезд под кирпич штраф или лишение прав
Проезд под Кирпич может обернуться для вас различными последствиями, начиная штрафом и заканчивая лишением прав. Поэтому важно обращать внимание на расположение знаков, чтобы точно быть уверенным в своей правоте и не согласиться на «накрутку» штрафа.
Согласно пунктам 5.4.1 и 5.1.4 ГОСТ Р 52289 — 2004, запрещающие знаки должны быть размещены строго перед местом, где ограничивается движение, а также должны быть соблюдены расстояния, на которые устанавливаются знаки том или ином случае.
Местами установки могут быть перекрестки, повороты перед ограниченной зоной. В населенных пунктах, если есть необходимость, установка идет на расстоянии 25 метров от запрещенного для проезда участка, а за пределами населенных пунктов расстояние увеличивается до 50 метров. Те знаки, которые отменяют ограничения, должны устанавливаться в конце участка.
Для примера рассмотрим ситуацию, когда вы проехали через запрещающий знак на прилегающую территорию. Такое нарушение будет классифицироваться по статье 12.16 КоАП РФ, предписывающей за несоблюдение требований, указанных знаками, штраф под знак въезд запрещен составит не менее 500 рублей.
Обратим внимание на другой вариант развития событий. Вы проводите въезд под запрещающий знак, будучи в полной уверенности, что за ним находится прилегающая территория. Но тут оказывается, что вы попали на выделенную полосу, по которой идет встречное движение, а вы оказываетесь как раз напротив основного потока транспорта. Тогда ответственность за несоблюдение ПДД будет гораздо выше. Статья 12.16 КоАП, часть 3 предписывает штраф за проезд под знак кирпич 5000 рублей, либо лишение водительских прав на срок от 4 месяцев до 6 месяцев.
Более тяжелые наказание будут прописаны в постановлении для злостных нарушителей, если, конечно, их действия не были зафиксированы на видеокамеру. Тогда они смогут отделаться лишь штрафом. В противном случае, по части 3.1 статьи 12.16 КоАП, сотрудники госинспекции имеют право лишить водителя прав на 1 год.
Если вы находитесь в большом городе, где используются знаки 5.10.1, обозначающие выделенную дорожную полосу для общественного транспорта, то вы можете попасть под условия статьи 12.17 КоАП РФ, часть 1.1. В этом случае вам за проезд под «кирпич» грозит штраф от 1500 до 3000 рублей, в зависимости от статуса населенного пункта.
Подведем итоги, какое наказание за проезд под кирпич:
- Выезд под Кирпич на прилегающую к дороге территорию — штраф 500 рублей;
- Выезд под Кирпич на полосу для маршрутно-транспортных средств — штраф 1500 руб. Для Москвы и Санкт-Петербурга размер штрафа составляет 3000 руб.;
- Выезд на полосу с односторонним движением — от 5000 руб. до лишением прав от 4 до 6 месяцев.
Проезд под знак въезд запрещен
Несмотря на строгие предписания ПДД, можно найти уловки, способные, если не избежать, то хотя бы снизить сумму штрафа, если ваше нарушение заметили.
К примеру, можно использовать в свою пользу Постановление Пленума ВС РФ, в котором говорится, что передвижение автомобиля задним ходом по дороге со встречным движением под запрещающим знаком не может быть расценено, как сильное нарушение.
Другими словами, если вы знак въезд запрещен, предупреждающий о полосе со встречным движением, вы можете въехать на дорогу задним ходом и продолжить движение по попутному направлению. Таким образом, вы можете обойтись минимальным штрафом за нарушение разметки и несоблюдение предписаний дорожных знаков.
Подобный маневр может помочь тем, кто не располагает временем или желанием совершать объезд и ехать по правилам.
Несмотря на приведенный пример возможных уловок, не стоит пренебрегать ПДД и практиковать подобные маневры постоянно. Вы вполне можете встретить инспектора, который сможет развернуть ситуацию против вас. Поэтому старайтесь быть внимательными и не позволяйте «повесить» на себя более суровое наказание, чем вы заслужили. Вы всегда можете настоять на своем праве ознакомиться с протоколом, если чувствуете, что сотрудник ГАИ превышает свои полномочия.
Видео: ПДД проезд под кирпич и какой штраф за проезд под Кирпич.