Отсыпка откосов насыпи грунтом
3.6. Отсыпка насыпей в зимнее время
Перед отсыпкой насыпи, с ее основания необходимо убрать снег и лед. Если на данной территории производилась вырубка леса, и остались не выкорчеванные пни, то нижний слой насыпи желательно отсыпать до выпадения снега, т.к. в противном случае уборка снега будет затруднена. В тело насыпи не должны попадать куски снега и льда. Содержание мерзлого грунта не должно превышать 30%. Причем он должен располагаться не ближе 1м от откосов и основной площадки.
Существует ограничение по высоте насыпей сооружаемых из мерзлых глинистых грунтов. Если по тем или иным причинам насыпь сооружается полностью из мерзлого грунта, то для обеспечения ее стабильной работы можно использовать ее армирование геотекстилем. Геотекстиль расстилается в основании насыпи, на него отсыпают и разравнивают мерзлый грунт, а затем края геотекстиля заводят наверх отсыпаемого слоя. Затем расстилается следующее полотно и операция повторяется. Отсыпка насыпи глинистыми грунтами должна быть приостановлена в период сильных снегопадов и при температуре -20°С. Большое значение уделяется уплотнению грунтов. При этом используются решетчатые и виброкатки, а также машины ударного и виброударного действия. Размеры отдельных комьев мерзлого грунта не должны превышать 2/3 толщины отсыпаемого слоя (20 см). При транспортировании грунта нельзя допускать его повторного смерзания. Для этого дно кузова автосамосвала посыпают опилками или смачивают раствором NaCl-технический, используют подогрев. Уменьшается длина захватки уплотнения грунта. Она должна быть не более:
где П — производительность ведущей машины (экскаватор);
tсу, tтр, tукл — время в течении которого грунт после разработки обладает способностью к уплотнению; время транспортирования; время укладки, разравнивания и уплотнения грунта, соответственно;
Всл, hсл — ширина и толщина отсыпаемого слоя грунта.
3.7. Особенности технологии сооружения ж.Д. Земляного полотна в сложных условиях. Применяемые машины
Возведение насыпей. Насыпи в районах распространения вечной мерзлоты проектируют и сооружают с учетом свойств грунтов деятельного слоя и вечномерзлых грунтов, залегающих в основании, а также наличия мерзлотных процессов (бугров пучения, термокарста, наледей) и подземных льдов. В пределах участков с прочным основанием насыпи сооружают, как в обычных условиях, независимо от глубины, характера залегания и температуры вечномерзлых грунтов. На недостаточно прочном и слабом основаниях, в том числе на марях и участках с наличием подземных льдов, для уменьшения величины осадок предусматривают соответствующие конструкции и высоты насыпей, инженерную подготовку оснований и организацию работ, при которой не нарушался бы растительно-моховой покров.
На марях наибольшие просадки возникают в местах скопления поверхностной воды, особенно с нагорной стороны у подошвы насыпи; застой воды приводит к оттаиванию вечномерзлого грунта и проседанию прилегающей к насыпи местности, в том числе основания насыпи. В результате такого термокарстового процесса через 5…10 лет могут образовываться водоемы глубиной до 2 м.
Рис. 3.15. Поперечный профиль насыпи на мари:
а и б – из дренирующих и скальных грунтов на участках соответственно III и IV категории просадочности основания; hД – толщина деятельного слоя; S — полная расчетная величина осадки основания; By – ширина насыпи с учетом запаса в связи с осадкой основания в процессе эксплуатации дороги и с размещением призмы досыпки; Н1 – рабочая высота насыпи с учетом запаса на осадку основания на величину S; 1 – верхняя граница вечномерзлых грунтов (ВГВМ) до аозведения насыпи; 2 – мохо-торфяной слой; 3 – дренирующий грунт; 4 – водоотводная канава; 5 – берма
Насыпи из дренирующих грунтов на марях и заболоченных участках III категории просадочности сооружают применительно к поперечному профилю, показанному на рис. 22, а, а при IV категории просадочности — применительно к профилю на рис. 22, 6. На слабом и просадочном основаниях высоту насыпи назначают с учетом требований по предохранению ее от морозного пучения и подтопления. На участках с подземными льдами насыпи сооружают по индивидуальному проекту.
При возведении насыпей необходимо учитывать осадку основания, возникающую в результате уплотнения (сжатия) грунта деятельного слоя, осредненная величина которой в суглинках мягкопластичных составляет 20…30 см, в суглинках текучепластичных – 50…55 см, в супесях слабовлажных и влажных – 10…15 см, в супесях сильновлажных и водонасыщенных – 30…35 см, в торфах — 50% толщины деятельного слоя. На стадии рабочего проектирования осадку определяют в зависимости от мощности деятельного слоя и величины относительной осадки.
На участках с высокотемпературными вечномерзлыми грунтами в проекте дополнительно предусматривают запас по высоте и ширине насыпи на уплотнение протаивающего вечномерзлого грунта основания. Для расчетов условно принимают, что 50% общей величины осадки происходит во время строительства и 50% — в период эксплуатации.
При определении объема насыпи, в основании которой залегают высокотемпературные вечномерзлые грунты, необходимо учитывать объем для компенсации ее осадки вследствие деформации грунтов деятельного слоя, оттаивания вечномерзлых грунтов основания как при возведении насыпи, так и в процессе временной эксплуатации дороги, а также объем грунта для уширения насыпи.
На участках с низкотемпературными вечномерзлыми грунтами в основании насыпи высотой более 1,5…2 м при отсыпке ее в зимнее время сохраняется естественный уровень вечной мерзлоты, поэтому запас на осадку насыпи из-за протаивания вечной мерзлоты не предусматривают. Под насыпями высотой менее 1,5…2 м, возводимыми в любое время года, а также под насыпями высотой более 5 м, возводимыми в летнее время из всех грунтов, кроме камня, понижается поверхность вечномерзлых грунтов. Под высокими насыпями из камня уровень вечной мерзлоты поднимается.
Выторфовывание в пределах марей не предусматривают. Уменьшение величины осадок и их неравномерности по протяженности могут быть достигнуты за счет надежного отвода поверхностной воды от земляного полотна, предотвращения ее скопления в пониженных местах около насыпи, соблюдения в ненарушенном состоянии растительно-мохового покрова в основании и вблизи насыпи.
Если на термокарстовых участках из пониженных мест, невозможно выпустить воду, то их засыпают местным грунтом по мере отсыпки нижнего слоя насыпи. Грунт, доставленный автосамосвалами по отсыпаемому первому слою насыпи, выгружают около пониженного места, надвигают бульдозером и уплотняют грунтоуплотняющей машиной. Верх засыпки около насыпи оформляют в виде бермы высотой над поверхностью мари 0,2…0,3 м с поперечным уклоном 0,02…0,04 в сторону от насыпи.
В зоне высокотемпературной вечной мерзлоты на участках насыпей высотой до 1 м, а также на нулевых местах, в основании которых залегают переувлажненные глинистые грунты с коэффициентом консистенции более 0,5 предусматривают вырезку этих грунтов на глубину, определяемую расчетами при разработке рабочих чертежей. Дну траншеи придают продольный уклон не менее 0,005. В талом состоянии грунт вырезают бульдозерами; мерзлые грунты предварительно разрыхляют навесными рыхлителями: на бульдозерах мощностью 300 л. с. и более или взрывным способом. Разрыхленный грунт перемещают бульдозерами в отвал или в валы, из которых его погружают одноковшовым экскаватором или погрузчиком в автосамосвалы и увозят за пределы насыпи.
Вслед за вырезкой глинистого грунта засыпают траншею предусмотренным в проекте грунтом.
Для возведения насыпей на участках вечной мерзлоты с прочным основанием могут применяться все виды землеройных и землеройно-транспортных средств, а также автомобильный и железнодорожный транспорт, как и в обычных условиях.
На недостаточно прочном и слабом основаниях с высоко-температурной вечной мерзлотой, включая мари (III и IV категорий просадочности), для возведения насыпей в летнее время следует применять автосамосвалы грузоподъемностью до 12 т. При значительных дальностях возки и объемах работ целесообразно использовать железнодорожный подвижной состав в комплексе с автосамосвалами. Самоходные скреперы (с ковшом емкостью 10…15 м 3 ) могут быть использованы в благоприятных для разработки ими грунтах. Насыпи на таких участках целесообразно отсыпать после промерзания верхней части деятельного слоя. Причем нижний слой насыпи как в зимнее, так и в летнее время необходимо отсыпать «с головы» без заезда автосамосвалов, самоходных скреперов и других машин на естественную поверхность основания насыпи. Для этого выгруженный автосамосвалами грунт надвигают вперед бульдозером. Автосамосвалы разворачиваются под разгрузку на ранее спланированном грунте около места выгрузки. Толщину первого (защитного) слоя насыпи, допускающего движение по нему автосамосвалов, принимают в зависимости от состояния основания насыпи, грузоподъемности автосамосвалов и устанавливают в процессе отсыпки грунта в начале слоя.
Технология отсыпки слоев насыпи с применением автосамосвалов, скреперов и железнодорожного подвижного состава в основном аналогична технологии возведения насыпей на болотах, особенно на марях с высокотемпературной вечной мерзлотой, где учитывают понижение уровня вечной мерзлоты.
Для ускорения осадки в отдельных случаях так же, как и на болотах, можно временно пригружать насыпь с последующей срезкой пригружаемого грунта.
На марях с низкотемпературной вечной мерзлотой, на участках подземных льдов, льдонасыщенных суглинков и пылеватых песков, на которых насыпи возводят с сохранением естественного уровня вечной мерзлоты в основании, как в подготовительный период, так и в процессе отсыпки насыпей следует принимать меры к максимальному сохранению естественных условий полосы отвода:
— не нарушать растительно-моховый покров в основании насыпей и в полосе отвода;
— вырубку деревьев и кустарника производить в минимально необходимом количестве и только после промерзания почвы на глубину не менее 50 см;
— не допускать осушения заболоченной местности и устройства продольных и поперечных прорезей в основании и у подошвы откоса насыпи;
— систематически удалять снег со всей площади основания насыпи, что способствует увеличению глубины промерзания грунта основания;
— выделять участки в защитную охранную зону шириной не менее 100 м в каждую сторону от оси земляного полотна;
— не допускать в этой зоне закладки карьеров и резервов, а также движения любого вида транспорта вне дорог;
— ограждать растительность защитных зон от лесных пожаров, устраивая вдоль их границ противопожарные просеки с грунтовыми полосами.
Насыпь из дренирующих грунтов с сохранением уровня вечной мерзлоты в основании возводят после промерзания деятельного слоя; до наступления положительных температур ее отсыпают на высоту не менее 1,2…1,5 м. Первый слой насыпи отсыпают без заезда машин на естественную поверхность основания.
Устранение осадок основания насыпей может быть достигнуто поднятием верхнего горизонта вечной мерзлоты до уровня подошвы насыпи. Для этого насыпь отсыпают из несцементированных обломочных грунтов или с обсыпкой откосов слоем камня толщиной 1…1,5 м. Такие конструкции наиболее целесообразно предусматривать при возведении насыпей высотой более 5 м на участках вечномерзлых грунтов с большим содержанием льда или в местах залегания подземного льда, особенно на подходах к мостам. Исследованиями установлено, что среднегодовая температура вечномерзлых грунтов в основании таких насыпей на 2,5…4°С ниже температура вечномерзлого грунта в естественном залегании.
Горизонт вечной мерзлоты в основании невысоких насыпей из несцементированных обломочных грунтов можно поднять за счет укладки теплоизоляционной прослойки различной толщины, из уплотненного мха и торфа, шлака и других материалов, обладающих небольшим коэффициентом теплопроводности и достаточной прочностью.
Отсыпать насыпи с поднятием горизонта вечной мерзлоты и укладывать теплоизоляционную прослойку следует в зимнее время.
Обсыпать слоем камня откосы целесообразно по мере возведения насыпи. После отсыпки насыпи на высоту 2…3 м завозят автосамосвалами камень и выгружают его около откоса насыпи, а затем бульдозером сдвигают на откос. Выравнивают слой камня на откосе экскаватором-планировщиком, размещаемым на насыпи. При пологих откосах (под углом, не более 30°) надвигать камень на откос, а также разравнивать его по всей длине откоса можно бульдозером.
Теплоизоляционную прослойку укладывают по мере возведения первого слоя насыпи. Предварительно завозят автосамосвалами изоляционный материал и выгружают его перед отсыпаемой насыпью, затем бульдозером перемещают вперед на расстояние до 50 м, распределяя его равномерно по всей ширине основания насыпи. После этого отсыпают слой грунта насыпи без заезда автосамосвалов на изоляционный слой и т. д.
Для сохранения низкотемпературной вечной мерзлоты или поднятия ее уровня необходимо укладывать грунты, предусмотренные в проектном поперечном профиле, а также возводить насыпи в установленный период времени. Несоблюдение этих Условий приведет к нарушению предусмотренного теплового режима, протаиванию вечной мерзлоты и осадкам насыпей.
При возведении насыпей после промерзания деятельного слоя грузоподъемность автосамосвалов не ограничивают.
Разработка выемок. В зоне вечной мерзлоты выемки, как правило, закладываются в скальных, песчано-гравелистых и других непросадочных грунтах. В насыщенных льдом грунтах выемки закладывают в исключительных случаях, по индивидуальному проекту. Вечно — мерзлый грунт разрабатывают как в зимнее, так и в летнее время. Технология разработки та же, что и в сезонно мерзлых грунтах. В летнее время разработка вечно – мерзлых грунтов связана с рядом трудностей:
— обводнение тающего льдонасыщенного грунта, с переходом его в текуче-пластичное состояние; поэтому при применении ЭО с транспортерными средствами, когда последние перемещаются по дну забоя рекомендуется оставлять в основании забоя слой льдонасыщенного грунта. Это мероприятие позволяет автосамосвалам, транспортирующим грунт перемещаться по прочному мерзлому основанию. Разрыв между рыхлением мерзлого грунта и его разработкой не должен превышать 1…2 смены, т. к. может произойти повторное смерзание грунта;
— при производстве БВР бурение и зарядка ВВ должен производиться без перерыва (в трещиноватых грунтах), в противном случае в шпуры или скважины может попасть вода и замерзнуть, что будет мешать зарядке.
Отсыпка откосов насыпи грунтом
Для обеспечения прочности и устойчивости сооружений, возводимых в зимнее время, необходимо соблюдать, помимо общих, и ряд специальных требований.
При небольшой ширине выемки ее разрабатывают на полную ширину за одну проходку экскаватора. При большой глубине выемки работу проводят несколькими экскаваторами, следующими один за другим. Они распределяются так, чтобы в параллельно расположенных или нижележащих забоях не имело места промерзание поверхностей, отрытых впереди идущим экскаватором.
При необходимости укладки на отметке подошвы выемки железнодорожного пути в устойчивых грунтах может быть допущена временно разработка выемки по неполному профилю с более крутыми, чем по проекту, откосами.
Разработку резервов можно вести в виде траншей с вертикальными стенками.
Наиболее пригодными для возведения насыпей зимой являются грунты скальные, полускальные, крупнообломочные, песчаные, а из глинистых — супеси и сухие суглинки. Возведенные из таких грунтов насыпи имеют наименьшие просадки при оттаивании.
Техническими условиями для возведения насыпей зимой не разрешается применять как талые, так и мерзлые сильно насыщенные водой и плохо дренирующие грунты (глины, суглинки, лесс, мелкий илистый песок, торф), в том случае, если влажность их превышает величину А+ Ф/4,
где А —нижний предел пластичности грунта, а Ф — число пластичности
Большая влажность приводит грунт при оттаивании в пластичное состояние, при котором под давлением собственного веса он расползается, что влечет за собой в насыпях сплывы и обвалы. Применение смерзшихся песчаных грунтов независимо от их количества не опасно для устойчивости и прочности насыпей.
Для выяснения пригодности глинистого грунта надо предварительно определить его гранулометрический состав, влажность в пластичность. Так как влага распределяется в грунте неравномерно, следует брать несколько образцов, примерно через каждые 50 м по длине резерва или выемки и через каждые 50 см по их глубине.
Нельзя допускать в насыпь мерзлый грунт, влажность которого хотя и меньше предела текучести, но близка к нему, так как нельзя быть уверенным в том, что действительная влажность грунта точно соответствует влажности проб. Кроме того, несмотря на самую тщательную очистку от снега, некоторая часть его неизбежно попадает в тело насыпи и при наступлении тепла тает, увеличивая влажность грунта.
Предельная высота возводимых в зимнее время насыпей (за исключением насыпей, устраиваемых из камня или чистого песчаного грунта) зависит от средней температуры воздуха, при которой производится работа; она не должна превышать следующих величин;
средняя температура воздуха —5° —10° —15° —20°
высота насыпи в м . не ограничена 4,5 3,5 2,5
Указанные высоты относятся только к части насыпи, возводимой зимой, без учета той ее части, которая отсыпалась летом. При возведении зимой насыпей из мерзлого грунта, уменьшающегося в объеме при оттаивании и вследствие уплотнения, осадки их оказываются большими, чем у насыпей, возводимых летом. Поэтому высоты насыпей, возводимых зимой, должны назначаться с учетом их осадки.
До начала отсыпки насыпи основание под нее должно быть тщательно очищено от снега и льда. Грунт, укладываемый в нижние слои насыпей под дороги, должен быть хорошо дренирующим и талым. При отсутствии подходящего талого грунта разрешается укладка мерзлого грунта, но обязательно с устройством дренажей упрощенного типа. Следует иметь в виду, что тело насыпи у подошвы должно принимать и отводить воду, которую выделит при оттаивании мерзлый грунт.
Если нижняя часть насыпи возводится летом, а верхняя — зимой, то первая должна быть выполнена по возможности из дренирующего грунта; в крайнем случае между летней и зимней частями; должен быть устроен дренирующий слой.
Возведение насыпи из грунтов, резко различных по дренирующим свойствам, допускается при условии укладки в нижнюю часть насыпи хорошо дренирующих грунтов.
Отсыпку насыпи из любых грунтов (кроме камня и щебня) производят правильными горизонтальными слоями по всей ширине. Отсыпки наклонными слоями недопустимы ввиду возможности их сползания.
Возведение насыпей зимой производят с тщательной укаткой или трамбованием грунта, что значительно уменьшает осадку насыпи в последующем.
Устойчивость возводимых зимой насыпей зависит от влажности грунта. Поэтому необходимо принимать все меры к недопущению попадания снега и льда в тело насыпи.
Работы по возведению новых и уширению существующих на необходимо производить с соблюдением ряда специальных требований.
При возведении драглайнами насыпей высотой до 3 м из грунта, содержащего не более 25% мерзлоты, следует придерживаться правил укладки грунта, применяемых в летнее время.
Верх насыпи должен быть хорошо укрыт на высоту не менее 30 см слоем уплотненного талого грунта. Бровки полотна, дающие при оттаивании значительную осадку, должны приподниматься над серединой на 20 см; в этом случае для спуска воды ив образовавшегося корыта прорезают канавки с уклоном 0,04.
Засыпку труб, мостовых устоев и подпорных стен производят только дренирующим грунтом.
При появлении в насыпи вследствие неравномерной ее осадки трещин последние следует немедленно расчищать на возможно большую глубину и заполнять с тщательным трамбованием грунтом, из которого возводится насыпь.
Возводимые зимой земляные сооружения необходимо заблаговременно и тщательно предохранять от размыва весенними водами.
Для этого устраивают водоотводы, бермы, дамбы и траверсы, а в случае необходимости и временные укрепления. На затопляемых поймах насыпи до наступления половодья возводят на высоту, превышающую уровень ожидаемого весеннего паводка не менеe чем на 0,5 м, а откосы таких насыпей защищают укреплениями временного типа.
Устойчивость и прочность насыпей, возводимых зимой, и стоимость зимних земляных работ зависят, главным образом, от сооношения количеств мерзлого и талого грунта, уложенного в тело насыпи. Это соотношение в свою очередь зависит от темпов работ, чем они быстрее, тем меньшее количество мерзлоты попадает в тело насыпи. Поэтому зимой работы должны вестись с наибольшей интенсивностью, чтобы все операции по возведению насыпи (разработка грунта, его перемещение и укладка) занимали минимальное время.
Кавальеры можно устраивать из любых грунтов без подготовки под них оснований, разбивки комьев и без чередования отсыпки талых, и мерзлых грунтов. Кавальеры, отсыпанные из мерзлого грунта, должны быть отнесены от основных сооружений на такое стояние, чтобы при весеннем оттаивании могущий сползти грунт приблизился к основному сооружению ближе, чем это может быть допущено.
При наступлении весеннего потепления за земляными сооружениями, возведенными зимой, надлежит установить тщательное наблюдение и при появлении в сооружениях тех или иных деформаций немедленно принимать соответствующие меры. Весной, после оттаивания мерзлого грунта на всю глубину промерзания, должно быть произведена проверка состояния всех отсыпанных зимой.
Методические рекомендации по разработке выемок в глинистых грунтах влажностью выше оптимальной и использованию этих грунтов для возведения насыпей автомобильных дорог во II и III дорожно-климатических зонах
5. Комплексная оценка устойчивости и стабильности земляного полотна
при разработке индивидуальных конструкций насыпей и выемок
5.1. Для обоснования проектной конфигурации насыпей высотой более 12 м, определения допустимой влажности используемого для отсыпки грунта из выемки необходима комплексная оценка устойчивости и стабильности земляного полотна.
Расчеты осуществляют в такой последовательности:
оценивают устойчивость откосов по прочности и определяют рациональную конфигурацию конструкции при допустимой степени влажности используемого грунта; определяют на основе реологического анализа длительную устойчивость откосов и выполняют прогноз деформаций ползучести;
для расчетной конфигурации насыпи устанавливают конечную величину осадки нестабильных слоев грунта повышенной влажности и время ее завершения.
5.2. Для оценки устойчивости откосов насыпей по прочности следует использовать метод круглоцилиндрической поверхности скольжения (КЦПС) в интерпретации Союздорнии с применением ЭВМ для массовых расчетов.
При залегании в основании грунтов повышенной влажности, переувлажненных или слабых необходимо оценивать устойчивость основания также методом КЦПС. Расчетная кривая должна при этом проходить в слабых грунтах основания.
Для выполнения расчетов устойчивости необходимы следующие данные: рабочие отметки насыпи по всей длине участка ее сооружения из грунтов выемки; диапазон влажности разрабатываемых грунтов; зависимости прочностных характеристик грунта насыпи и ее основания , , , от влажности в зоне сдвига.
5.3. Расчет устойчивости выполняют для нескольких (не менее трех) рабочих отметок (высот насыпей) и нескольких заложений откосов. Рациональную конфигурацию откосов для каждой рабочей отметки определяют следующим образом. Рассчитывают общую устойчивость насыпи высотой при нескольких заложениях откосов, принимаемых, например, по табл.4.1. Для каждого заложения и каждой -й пары прочностных характеристик используемого грунта и или и определяют коэффициент устойчивости насыпи данной высоты. Причем каждая пара значений прочностных характеристик грунта должна соответствовать одному из значений влажности в расчетном диапазоне. По результатам расчета строят зависимости коэффициентов устойчивости (для и ) и для ( и ) от влажности для конкретной рабочей отметки (высоты насыпи) и различных заложений откоса : (рис.5.1).
Земляные работы: устройство насыпей и отсыпка земляного полотна
Наличие собственной землеройной техники и автосамосвалов, дает возможность компании «Garnet Group» из Одессы выполнить устройство насыпей и отсыпку земляного полотна при строительстве гидротехнических сооружений – дамб, земляных плотин, а также при прокладке железнодорожных путей и автомобильных трасс в Одесской области, а при значительных объемах работ и на всей территории Украины.
ППР – документ, регламентирующий порядок устройства земляных сооружений
Основным документом, регламентирующим последовательность операций и порядок их выполнения, является проект производства земляных работ (ППР), разработанный подрядной строительной организацией. В этом документе определяется количество и марки машин и механизмов, необходимые для выполнения проектного объема работ, а также рассчитывается количество автосамосвалов, необходимых для полноценной загрузки землеройной техники. В последнем случае учитывается расстояние, на котором расположен карьер, откуда будет перевозиться грунт на объект, а также средняя скорость передвижения автотранспортного средства. Очень важным разделом проекта производства работ являются мероприятия, реализация которых позволит исключить возможность травматизма рабочих или нанесение вреда третьим лицам.
Началу работ по непосредственному устройству грунтовых насыпей, а также отсыпке земляного полотна предшествует период подготовительных работ, в течение которого выполняются:
- устройство временных автодорог (при необходимости);
- очистка пятна земляного сооружения от кустов, деревьев, крупных камней и др.;
- снятие растительного слоя и складирование его в бурты для последующего использования при работах по благоустройству территорий;
- разбивка грунтовых сооружений;
- сборка водопропускных сооружений, устройство водостоков и дренажа, укладка инженерных сетей, проходящих под насыпью.
В зависимости от назначения грунтового сооружения может возникать необходимость в выполнении других работ подготовительного периода.
Технология земляных работ при устройстве насыпей и земляного полотна
В зависимости от объемов грунта, которые необходимо уложить в тело земляных сооружений, возможны несколько вариантов устройства насыпей или отсыпки полотна, в частности:
- земляное сооружение высотой до 0,75 м может выполняться с использованием автогрейдеров;
- при высоте земляного сооружения до 2 м грунт для его возведения собирается по бокам и перемещается к месту укладки бульдозером на расстояние до 50 м;
- при наличии карьера на расстоянии более 100 м от сооружения, грунт для формирования земляного сооружения доставляется на место самоходными скреперами;
- разработка грунта в карьере экскаватором и доставка его на место формирования земляного сооружения автосамосвалами.
Последний вариант наиболее затратный, однако используется он чаще других, поскольку карьеры рядом со строящимися земляными сооружениями встречаются достаточно редко.
Если при устройстве насыпи грунт завозится с разных карьеров, причем с различными физико-механическими характеристиками, необходимо чтобы грунт, доставленный с одного карьера, был уложен единым сплошным горизонтальным слоем. Смешение грунтов с различными свойствами может привести к снижению устойчивости земляного сооружения и сползанию откосов насыпи. Отсыпка грунта автосамосвалами производится послойно на всю ширину, по направлению от кромки насыпи к ее центральной оси, после чего следует планировка полотна бульдозером.
Правильное уплотнение грунта – залог долговечности земляного сооружения
Эксплуатационные параметры и долговечность земляного сооружения во многом зависят от степени уплотнения грунта. Уплотнение грунта производится послойно, при толщине слоя 0,25 – 0,30 м, проходками виброкатка по всей площади насыпи, по 10 – 15 проходов по каждой полосе. Толщина слоя и количество проходов определяется в зависимости от вида грунта, его влажности, веса виброкатка и частоты его вибрации. Существует немало прицепных и самоходных виброкатков, с кулачковыми и гладкими вальцами, изготовленных предприятиями Германии, Швеции, Японии, Китая, вес которых варьируется от 2,5 тонн с шириной вальца 1,067 м в шведском катке Volvo SD25D до 24,8 тн с шириной вальца 2,22 м у катка из Германии Hamm 3625HT.
Первый проход виброкатка производится на расстоянии 2 м от бровки насыпи. Следующий проход перекрывает предыдущий на 1/3 его ширины и идет в сторону бровки. После того, как половина насыпи уплотнена, каток переходит на другую сторону и совершает проходки от бровки в сторону центральной оси сооружения с перехлестом 1/3 ширины каждой полосы. Вторая и последующие проходки по одной и той же полосе производятся после уплотнения за первый проход насыпи по всей ширине.
Производство работ по устройству насыпей и отсыпке земляного полотна можно выполнять и в зимних условиях, однако при этом отсыпка и уплотнение должны выполняться талыми грунтами. Для этого разрабатываются специальные мероприятия, включающие и возможное снижение уровня промерзания грунта в карьере и утепление кузовов автосамосвалов, выбору машин и механизмов, способных уложить и уплотнить грунт в предельно короткие сроки, а также уменьшение площадей захваток.
Компания «Garnet Group»: грунтовая насыпь или земляное полотно «под ключ»
Штат одесской компании «Garnet Group», укомплектован опытными рабочими, грамотными и регулярно проходящими переподготовку ИТР. Благодаря квалифицированному персоналу, а также собственной землеройной технике и автосамосвалам, компания «Garnet Group» имеет возможность выполнить разнообразные земляные работы-, включая устройство насыпей и отсыпку полотна при возведении транспортных и гидротехнических объектов. Работы могут выполняться как по прямому договору с заказчиком, так и по договору субподряда.