Заливка садовых дорожек своими руками
Заливка садовых дорожек своими руками
Завершенный вид загородный приусадебный участок приобретает лишь после того как закончены все работы по его благоустройству. Высадив кустарники и деревья, разбив клумбы и цветники, нужно позаботиться о том, чтобы дорога от калитки, гаража, грядки до порога дома была чистой и удобной. Для этих целей принято делать небольшие тропки и мостить их плиткой, брусчаткой или натуральным камнем, что требует вложения немалого количества средств. Эконом-вариантом для обустройства участка является бетонирование дорожек с использованием доступных и недорогих материалов.
Необходимые инструменты и материалы
Планируя проведение таких работ можно обратиться в строительную компанию, где вам предоставят полный комплекс услуг «под ключ». Однако стоит отметить, что заливка садовых дорожек своими руками не представляет особой сложности. Необходимо иметь в своем распоряжении следующий инструмент:
- шнур;
- рулетку металлическую;
- уровень строительный;
- колья деревянные;
- бетономешалку или большое корыто;
- лопату;
- гладилку строительную;
- виброплиту или ручной уплотнитель;
- молоток;
- мастерок или шпатель.
Также придется приобрести некоторые материалы:
- цемент М400;
- песок — рекомендуется с модулем крупности не более 2 мм;
- гравий;
- щебень с фракцией 20–40 мм;
- модификаторы;
- доски обрезные толщиной 15 и 20 мм, шириной 250 мм;
- геотекстильную ткань;
- сетку металлическую с ячейками 50х50 мм для армирования.
Этапы работ
Заливка дорожек на даче состоит из следующих циклов:
1. Планирование. С помощью шнура и кольев разбиваются контуры будущего прохода. Центральный можно сделать шириной до 1,5 м, вспомогательные, расходящиеся от него в разных направлениях, – 0,8–1 м. Для установки бордюров и опалубки с каждого края нужно дополнительно оставить по 0,25–0,30 м. При этом важно соблюдать прямые углы.
2. Подготовка котлована. Бетонирование на участке дорожки, как правило, производится из расчета на небольшую нагрузку: движение пешеходов и велосипедистов, потому толщина слоя бетона составляет примерно 0,1 м. В зависимости от разновидности почвы рассчитывается, сколько нужно подсыпать гравия. Для обычной, дерново-подзолистой, достаточно подушки толщиной 0,15 м, если грунт на вашем участке пучинистый требуется 0,25 м. Также следует спланировать уклон будущего покрытия, чтобы на нем не скапливалась вода. Обычно рассчитывают понижение уровня по соотношению 1,5 см/1 м дорожки. После произведенных вычислений штыковой лапатой выкапывается котлован нужной глубины и его дно утрамбовывается виброплитой или тяжелым ручным уплотнителем.
3. Установка опалубки. Для этой цели используется обрезная доска и колья высотой 0,5 м. Они забиваются в грунт через каждые 1–1,5 м по обеим сторонам котлована. Уровнем выставляются вровень. К ним саморезами крепятся доски. Если на дорожке планируются закругления (плавные повороты), колышки следует вбить через 0,25–0,3 м, тогда можно легко округлить опалубку.
4. Подсыпка основания. На низ котлована рекомендуется выложить ткань из геотекстиля, на нее засыпается слой гравия необходимой толщины и тщательно (в 5–6 проходов) утрамбовывается.
5. Устройство температурных швов. Чтобы избежать появления трещин на поверхности дорожки из-за перепадов температуры через каждые 1,5 м рекомендуется поставить поперечные доски, толщиной 15 мм, которые при заливке сформируют температурные швы. Они должны стоять вровень и под прямым углом к опалубке длинных сторон.
6. Армирование поверхности. Для того чтобы сберечь будущее покрытие от чрезмерного растрескивания на подушку из гравия укладывается металлическая сетка.
7. Приготовление бетонной смеси. От того, насколько соблюдены пропорции ее компонентов, зависит качество и долговечность покрытия дорожки. Цемент, песок и щебень смешиваются в пропорции 1:3:2. Воды на такой состав потребуется 1,5–2 части, в процессе приготовления раствора ее нужно добавлять постепенно и следить за тем, чтобы консистенция получилась сметанообразной, а не жидкой или комковатой. Последовательность засыпания ингредиентов следующая: сначала в бетономешалку или корыто попадают песок и щебень, после их смешивания добавляется цемент и снова перемешивается. Затем, небольшими порциями при постоянном помешивании, добавляется вода. В процессе приготовления бетона к нему можно добавлять различные модифицирующие компоненты:
- Пластификатор – для пластичности смеси.
- Гидроизолирующие присадки – обеспечивают высокую стойкость покрытия к осадкам.
- Обеспыливающие добавки повышают устойчивость поверхности к истиранию.
- Антиморозные — позволяют работать с бетоном при температуре до –10°C.
- Улучшающие адгезию присадки обеспечивают более прочное сцепление бетона с армированной сеткой.
Прежде чем приобрести перечисленные компоненты, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по их применению, так как есть модификаторы несовместимые друг с другом, что вместо улучшения качества может произвести противоположный эффект.
Готовый раствор следует без промедления использовать.
8. Заливка садовой дорожки бетоном. Помещенную в котлован смесь сначала можно разровнять лопатой, а затем гладилкой аккуратно загладить. При этом нужно следить, чтобы по краям не оставались пустот.
9. Обработка. Покрытие можно окрасить в любой цвет, сделать его гладким, шершавым или нанести на него рисунок.
- Гладкая поверхность делается штукатурной теркой.
- Шершавая – при обработке бетона металлической щеткой.
- Окрасить бетон можно, используя цветной цемент в процессе изготовления раствора или добавив в него пигментный краситель нужного цвета. На 1 м3 материала понадобится около 10 кг вещества. Можно на влажную поверхность залитой дорожки равномерно рассыпать краситель из расчета 200 г/м2 и втереть его в бетон штукатурной теркой.
- Получить имитацию каменной кладки позволят нанесенные на покрытие шпателем ломаные линии.
- Оригинально будет смотреться вдавленная в свежий раствор морская галька. Помимо эстетического эффекта такое оформление имеет и практическую пользу – уменьшает скольжение в зимнюю пору.
10. Просушка. Для того чтобы поверхность дорожки равномерно просохла, ее необходимо плотно закрыть полиэтиленовой пленкой на 5–7 дней. Искусственное покрытие создает влажность, необходимую для кристаллизации бетона. После этого, пленка снимается, аккуратно вынимаются доски опалубки и колья, оставшиеся канавки заполняются землей и утрамбовываются. При необходимости можно установить в них бордюрные камни, закрепив их цементным раствором.
Цена на услуги по бетонированию дачной дорожки зависит от многих факторов. Можно договориться о выполнении работ «под ключ», а можно лишь о каком-то отдельном этапе. Средняя стоимость таких услуг по Москве представлена в таблице:
Наименование работ | Единица измерения | Цена, рубли |
Устройство котлована (механизированная разработка грунта с погрузкой в автомобиль, с вывозом, планирование территории под уровень) | м3 | 500–650 |
Подготовка гравийного основания толщиной 0,15 м с утрамбовкой | м2 | 90–120 |
Заливка бетоном с армированием дорожной сеткой, толщина 0,1 м | м2 | 800–950 |
Бетон для заливки дорожек на участке
Бетонный раствор под заливку дорожек
Обустройство прилегающих территорий сопряжено с прокладкой дорожек, обеспечивающих высокую проходимость. Осуществляя выбор материалов для конкретных участков учитывают, какой нагрузке будут они подвержены. Преимущественно используют в Ростове-на-Дону бетон под заливку дорожки, позволяющий оптимально обустроить территорию, добившись требуемых эксплуатационных характеристик.
Правила приготовления смесей для дорожек
Основой раствора будет цемент, отвечающий необходимым требованиям, связанным с приданием смеси необходимого уровня прочности. Преимущественно добавляют в состав портландцемент М 500 или М 400. Песок используют с фракцией 1.5 – 5мм, однако стремятся добиться однородности, поэтому разница в размере песчинок не допускается больше 2 мм. Основное условие состоит в отсутствии посторонних примесей, в частности глины, снижающей технические характеристики приготавливаемой смеси. Эксперты рекомендуют использовать речной песок, где отсутствую посторонние примеси.
Щебень добавляют в качестве наполнителя, дополнительно обеспечивающего нужный уровень прочности. Выбирается материал с фракцией 8 – 35 мм без грязи, пыли и посторонних примесей, ухудшающих качество бетона под заливку дорожек, приготавливаемого в соответствии с требованиями ГОСТ. Оптимальным считается материал, сделанный с добавлением среднего и крупного щебня одновременно. Обеспечивается плотная связка компонентов смеси, характеризующейся отсутствием пустот.
Пропорции раствора для разных видов дорожек
Пропорции, добавляемых материалов определяют в зависимости от требуемого уровня прочности. Обустройство пешеходных дорожек сопряжено с подготовкой смеси с низким уровнем прочности. Такие составы характеризуются высоким содержанием песка, так как высоких нагрузок на площадку в процессе эксплуатации не предвидится. Учитывая климатические условия в Ростове-на-Дону для ровных поверхностей, при условии применения опалубки, на одну долю цемента добавляют 4 части щебня и 2.5 доли песка.
Повышаются требования к материалу при обустройстве автомобильных дорожек. Нагрузки на поверхность будут высокими, поэтому снижается массовая доля песка до 1.5, а щебня до 2.5. Садовые дорожки напротив, не будут подвергаться избыточным нагрузкам, поэтому здесь вместо щебня используют гравий в качестве наполнителя. Отсутствие дополнительных требований к прочности позволяет экономить на материалах, увеличивая долю песка до 9 частей. Если сделать бетон под заливку дорожки на даче, то хватит одной части гравия для приготовления качественной смеси.
Получение смеси с нужными характеристиками возможно при использовании цемента М 500. Используют материал типа Д 0 и Д 20. Цемент Д 0 характеризуется отсутствием добавок и дополнительных примесей, влияющих на эксплуатационные свойства. Материал Д 20 включает до 20% добавок, повышающих морозостойкость и водостойкость продукта. Формируемые поверхности не будут деформироваться при контакте с агрессивной средой. Приготавливаемые с его применением растворы обладают устойчивостью к коррозии и могут быть высокопрочными даже при увеличении массовой доли песка.
Итоговые характеристики продукции
Создавая бетон под заливку дорожки нужно добиться получения материала, обладающего следующими свойствами:
- водостойкость – осадки неизбежно будут влиять на покрытие и надо это предусмотреть на стадии приготовления бетонной смеси;
- устойчивость к нагрузкам – требуется добиться необходимого запаса прочности;
- пластичность и подвижность.
Создание такой смеси осуществляется в строгом соблюдении с технологическими процессами.
- Предыдущая статья Бетон для заливки фундамента забора
- Следующая статья Блоки из ячеистого бетона
Звоните +7 928 777 13 47 и наши менеджеры ответят на все ваши вопросы.
Простые бетонные дорожки для дачи и приусадебного участка
Благоустройство участка, будь это дача или деревенская усадьба, невозможно без устройства дорожек и тропинок. Кроме спасения обуви от дождя, росы, осенней распутицы они играют решающую роль в организации придомового пространства, структурируют и зонируют территорию. Один из самых простых и бюджетных способов решения проблемы комфортного передвижения по садовому участку – отливка дорожек своими руками из цементного раствора.
- Проектирование бетонных дорожек и разбивка их на участке
- Подготовка инструментов и материалов
- Разбивка дорожек и подготовка подушки-основания
- Опалубка и арматура
- Замес и заливка раствора
- Другие варианты садовых тропинок из бетона
Бетон – идеальный материал для постройки дорожек. Кроме доступности и низкой стоимости сырья, он долговечен, устойчив к износу и климатическому воздействию, позволяет конфигурировать сложные криволинейные формы тропинок.
Советуем вам посмотреть видео про самостоятельную заливку цементных дорожек на даче:
Проектирование бетонных дорожек и разбивка их на участке
Самый удобный путь перемещения из одной точки в другую – прямая линия. Но не всегда стоит руководствоваться этим правилом, проектируя дорожечно-тропиночную сеть на дачном участке. Прокладывая тропинки по коротким прямым от дома к бане, от бани к дровеннику, от огорода к дому, можно получить хаотично пересекающиеся линии, портящие облик участка.
Кроме функционального удобства садовые дорожки должны быть красивы и отвечать правилам проектирования:
- не дробить и не перегружать собой территорию;
- иметь продуманные развилки и пересечения;
- избегать поворотов и примыканий под острым углом;
- должно быть обеспечено удобство прохода двух людей и проезд легкой садовой техники (тачка, косилка). Для дачи приемлема ширина 80 см.
Подготовка инструментов и материалов
Работа с цементным раствором требует строгого соблюдения временных циклов. Прочность бетона зависит от скорости заливки, отсутствия пауз в работе. Поэтому к строительству дорожек своими руками инструменты и материалы готовят заранее и в полном объеме:
- цемент в мешках (марка 400, 500);
- песок в мешках или россыпью;
- щебень;
- песчано-гравийная смесь (ПГС);
- бетономешалка или насадка-миксер на дрель;
- емкости ля раствора, лопаты, колья, шнур, киянка, шпатели, резаки, щетки;
- доски, фанера, гибкие пластины для опалубки, ровная рейка-правѝло;
- арматура – стальная крупноячеистая сетка, проволока;
- по желанию готовят дополнительные компоненты – фибровое волокно, гидрофобизатор, колер.
Составив проект, рассчитав расход и подготовив материалы, приступают к разбивке.
Разбивка дорожек и подготовка подушки-основания
Трамбовка подстилающего слоя щебня
Контуры будущей бетонной отливки разбивают с помощью колышков и натянутого между ними шнура. Криволинейные части размечают с помощью поливочный шланга или наносят контур дорожки струей побелки из отверстия в пробке пластиковой бутылки. Внутри границ срезают дерн и удаляют грунт на глубину 20 см. Дерн складируют в штабель и закрывают черной пленкой. Через два года получится отличный плодородный субстрат.
На дне траншеи создают подушку из щебня, который тщательно трамбуют и засыпают выравнивающим слоем песка. Подготовив твердое основание, приступают к строительству опалубки и укладке арматуры.
Опалубка и арматура
С помощью колышков вдоль границ будущей отливки закрепляют опалубку. Ее делают своими руками из тонких досок, полос фанеры. Изогнутые очертания создают из гибких материалов – бордюрной ленты, рулонной изоляции обрезков поликарбоната, сайдинга.
Верхний край опалубки служит уровнем поверхности цементной дорожки. Его выставляют таким образом, чтобы дорожка возвышалась над окружающим грунтом для обеспечения стока воды. Сильно приподнятая над землей бетонная отливка выглядит некрасиво, мешает при работе газонокосилкой.
Опалубка из досок и арматура
Для улучшения качества и прочности цементной заливки необходимо сделать армирование. В качестве арматуры используют готовую строительную сетку с крупной ячейкой или своими руками вяжут ее из стальной проволоки. Арматура не должна оказаться на дне бетонной отливки, поэтому ее приподнимают над щебеночным основанием на проволочных ножках или других подручных подставках.
Замес и заливка раствора
Цементный раствор, если не нужна одновременная заливка очень больших площадей, не заказывают на стороне, а готовят на месте своими руками.
Его замешиваю по одной из общепринятых рецептур:
- Цемент – 1часть, песок — 3 части, щебень – 1 часть.
- Цемент – 1 часть, песчано-гравийная смесь (ПГС) – 3 части.
В состав раствора для прочности добавляют фибровое волокно, пластификаторы и гидрофобные добавки. Можно колеровать бетонный раствор. Для получения выразительного цвета, обычный цемент заменяют белым, но это удорожает себестоимость бетонной дорожки.
Заливка цементного раствора
Консистенция заливочной смеси должна позволить равномерно распределить бетон по траншее. Лучшее качество получается при замесе в бетономешалке, а не вручную. Однородную массу выкладывают на место и разравнивают совковой лопатой. Постукивая по опалубке и арматуре и пошевеливая раствор, добиваются уничтожения воздушных полостей и пузырей в бетоне. Раствор кладут в опалубку с небольшим запасом, позволяющим корректировать слой.
Постепенно выгружая в траншею порции бетона, начинают его выравнивать. У профессиональных строителей для этих целей используется виброрейка. Садовод может сделать своими руками ровную доску-правило. Ее устанавливают поперек на края опалубки и неторопливо передвигают вдоль дорожки, совершая поперечные движения, для уплотнения и выравнивания цементного раствора. Качественный результат получается после 3-4 проходов.
Каждые 1,5-2 метра отливки разделяют деформационными швами. Они предохраняют бетонный монолит от разломов и трещин. Их легко сделать, установив в незастывший бетон поперечные разделители из обрезков металла, сайдинга, поликарбоната. Чтобы облегчить их последующую выемку из отливки, разделители смазывают подходящей смазкой или машинным маслом.
Через сутки, когда бетон слегка схватится, с помощью шпателя или резака зачищают неровности, шероховатости и наплывы.
Другие варианты садовых тропинок из бетона
На газонах, в отдаленных уголках сада, где не предполагаются большие нагрузки от постоянного хождения, из цемента можно сделать так называемые «шаговые» тропинки. Плитки отливаются отдельно и укладываются на расстоянии шага друг от друга. Общую траншею не делают, под каждой плиткой устраивают индивидуальную подушку из щебня или гравия.
«Пирог» при мощении бетонными плитками
Отливки делают геометрической формы (квадратные, круглые), фантазийные (в виде большого человеческого следа, цветка) или имитируют природный камень.
Еще один способ сделать садовые тропинки – отливка бетона с помощью готовых пластиковых модулей, имитирующих каменную кладку. Их можно использовать и для сооружения площадок под зоны отдыха, барбекю.
Грамотно спроектированная и аккуратно сделанная бетонная дорожка служит украшением участка.
Возможно вам будут интересны следующие наши статьи:
Как изготовить дорожку из грунта и цемента по забытой технологии
«Тут хожено, перехожено и дорожка проторена…»
В советское время, когда участки в садоводствах и товариществах редко были больше 6 соток, мало кто из их хозяев обращал внимание на устройство садовых дорожек. Другое дело теперь…
Разбогатевшие правдами и неправдами (в основном молодые люди) стараются показать окружающим свою материальную состоятельность, а потому строят многоэтажные особняки и коттеджи с разными архитектурными наворотами и излишествами. Касается это и садовых дорожек. В основном «новые» русские используют для садовых дорожек тротуарную плитку, гранитную брусчатку и армированный бетон с декоративным печатным слоем: с имитацией поперечного или продольного спила дерева, необработанного камня и так далее…
Однако большинству наших дачников еще очень и очень далеко до них как по доходам, так и по уровню комфортабельности загородного жилья. Поэтому я предлагаю обычным садоводам вернуться в нынешнюю реальность и жить по средствам. А посему советую забыть о тротуарной плитке и воспользоваться ныне основательно подзабытым недорогим способом сооружения садовых дорожек из грунтоцемента.
Как понятно из названия, этот материал состоит из грунта и цемента (см. схему покрытия). И если в привычной для нас бетонной смеси цемента содержится до 25%, то в грунтоцементе его всего лишь 10-12%. А так как основная составляющая такой смеси – грунт, который не надо покупать, то стоимость грунтоцемента в несколько раз дешевле, чем цементобетона.
Конечно же, грунтоцемент не так крепок, его прочность не достигает и половины прочности цементобетона. Однако этого в большинстве случаев вполне достаточно для садовых дорожек и проездов для легковых автомобилей. И еще: по внешнему виду грунтоцемент мало чем отличается от обычного грунта, поэтому такое покрытие не портит внешний вид участка.
Не следует думать, что грунтоцемент – строительный материал второго сорта, а потому используется только на малозначащих объектах. За рубежом его достаточно широко применяют на автодорогах и на аэродромах, для облицовки каналов и дамб, во всех строительных сооружениях, где достаточная прочность и долговечность должны сочетаться с низкой стоимостью.
До настоящего времени грунтоцемент практически не используется у нас в дачном строительстве. Может, потому, что мало кто знаком с этим материалом и его свойствами, а, может, это вызвано сложностями, связанными с его изготовлением. Ведь качество грунтоцемента напрямую зависит от тщательного соблюдения многочисленных правил приготовления и уплотнения смесей и особенно ухода за твердеющим материалом. И все же, если вы не боитесь физического труда, многое в хозяйстве делаете своими руками, к тому же, будете ответственны, внимательны и терпеливы, тогда есть все основания надеяться, что грунтоцемент полностью оправдает ваши надежды и убережет семейный кошелек от лишних расходов.
Грунтоцементные покрытия во дворах, на приусадебных и дачных участках, садовых дорожках и других объектах, должны иметь толщину покрытия не меньше 10 сантиметров. Если покрытие предназначено для проезда легкового автомобиля, его толщину следует увеличить до 13-15 сантиметров. Слой грунтоцемента, предназначенный для стоянки легкового автомобиля в гараже или на открытом воздухе, должен иметь толщину не меньше 16 сантиметров. Если по грунтоцементному покрытию возможен проезд одиночных грузовых автомобилей или тракторов, его толщину поднимают до 20 сантиметров. Можно перекрыть грунтоцемент тонким слоем (2-4 см) асфальтобетонной смеси. В этом варианте асфальтобетон будет играть роль защитного слоя, а грунтоцемент – основного несущего слоя покрытия.
Основной по объему и массе компонент грунтоцемента – грунт. Как правило, грунт для устройства покрытия всегда находится на участке. Хотя не исключается вариант завоза его со стороны. Непригодны для обработки цементом лишь верхние слои растительного грунта, содержащие органические (гумусовые) примеси и некоторые разновидности засоленных грунтов.
Но предпочтительнее использовать в грунтоцементных покрытиях песчаные и гравелистые грунты так называемого оптимального зернового состава, то есть с достаточным содержанием частиц всех размеров – от самых мелких до самых крупных. Одномерные пески и супеси для их скрепления требуют повышенного расхода цемента. Глинистые и суглинистые грунты вручную очень трудно равномерно перемешать с цементом, добиваясь однородной консистенции.
Грунты не должны содержать камни крупнее 40 мм, а также растительные остатки и другие посторонние примеси. Для получения грунтоцемента допустимо использовать все разновидности портландцемента от марки 300 и выше. Поскольку самый ходовой в строительстве портландцемент марки 400, то все расчеты будем строить именно на нем.
Помните, что определение оптимального количества цемента в грунтоцементной смеси – ключ к успеху всего мероприятия. Поэтому прежде чем приступить непосредственно к сооружению дорожек, внимательно ознакомьтесь с таблицей содержания цемента в грунтоцементе в зависимости от вида грунта (см. таблицу 1).
Грунты | Содержание цемента в грунтоцементной смеси | |
% (по массе) | кг (в м³ цементной смеси) | |
Гравийные, щебенистые грунты, гравелистые, крупные и средние разномерные грунты | 6-8 | 130-180 |
Гравелистые, крупные, средние и мелкие пески, одномерные, пылеватые пески | 8-10 | 140-200 |
Супеси и легкие суглинки | 10-12 | 200-240 |
Тяжелые суглинки, песчаные и пылеватые глины | 13-15 | 240-280 |
Надо учесть, что при низком содержании цемента покрытие будет недостаточно прочным и морозостойким. При высоком расходе цемента материал становится хрупким, его поверхность трескается. Все же некоторый избыток цемента в количестве 1-2% предпочтительнее, чем его недостаток. Если есть сомнение в качестве применяемого грунта и рациональной дозировке цемента, то надо весь цикл работ по устройству покрытия выполнить сначала на небольшом пробном участке.
Работы по строительству грунтоцементных дорожек состоят из следующих технологических операций: подготовка грунта, распределение цемента, перемешивание смеси, уплотнение смеси, влажный уход за покрытием…
Подготовка грунта заключается в измельчении крупных комьев глины и удалении камешков размером более 40 мм. Переувлажненный в дождливую погоду грунт необходимо просушить. При возможности для измельчения грунта следует воспользоваться боронилкой. Все работы проходят при температуре воздуха не менее +10°С днем и не менее +5°С ночью. При отрицательных температурах цемент практически не твердеет.
Распределяя цемент по участку, его можно дозировать ведром или другой емкостью известного заранее объема или высыпать непосредственно из бумажных мешков весом 50 кг. Разравнивают цемент граблями. Сразу после рассыпания каждого мешка или ведра цемент слегка присыпают грунтом, чтобы не происходило его пыление и выветривание.
Перемешивание смеси. Если нет возможности воспользоваться для перемешивания грунта с цементом легкой почвообрабатывающей машиной или каким-нибудь другим агрегатом малой механизации, то придется перемешивать лопатой и мастерком. Перемешивание продолжается до тех пор, пока смесь получится одинаковой по цвету.
После перемешивания грунта с цементом необходимо проверить, достаточно ли в смеси воды. Для этого пробу смеси сжимают в кулаке. Если полученный таким способом образец сохраняет форму, не растрескивается, а на ладони остаются лишь легкие следы грунта, влажность смеси оптимальная. Если же ладонь влажная и грязная, значит, в смеси избыток воды, что неизбежно приводит к снижению прочности грунтоцемента. При недостатке влаги грунтоцементная смесь с трудом поддается уплотнению.
Воду следует добавлять осторожно, порциями, по возможности равномерно распределяя ее по поверхности покрытия, например, при помощи садового шланга или распылителя. В сомнительных случаях предпочтительнее некоторый избыток воды. Очень полезно перемешать грунт с цементом и водой в мини-бетономешалке или в центрифуге. Такое механическое перемешивание обычно позволяет получить смесь более высокого качества, чем при перемешивании вручную.
Уплотнение почвы. Перед уплотнением поверхность смеси разравнивают граблями. Если нет возможности обработать покрытие вибратором-уплотнителем или укатать его механическим способом, то уплотнять грунтоцемент придется ручными трамбовками. Наиболее оптимальная площадь основания трамбовки – 20х20 см. Это очень трудоемкая, тяжелая, но крайне необходимая работа, поскольку прочность материала покрытия возрастает пропорционально квадрату плотности. В течение дня один работающий может высококачественно уплотнить не более 10 квадратных метров покрытия. Причем весь уложенный на участок слой грунтоцемента должен быть уплотнен в тот же день. Если площадь покрытия значительно больше, чем 10 квадратных метров, оно разбивается на отдельные секции или участки, и следует особенно тщательно вести работы в швах между ними, поскольку это самое слабое звено грунтоцементной дорожки.
Уплотнение заканчивают, когда трамбовка не оставляет заметных отпечатков на поверхности покрытия. Перед окончанием работ граблями удаляют рыхлые, не связанные с основной массой материала частицы, в последний раз проходят по всей площади трамбовкой и слегка увлажняют поверхность.
Влажный уход. Как и цементобетон, грунтоцемент для набора прочности требует влажного ухода в течение 7-8 суток и более. Цель влажного ухода заключается в том, чтобы не допустить испарения из материала воды, необходимой для затвердения цемента. Вообще-то твердение цемента, вернее сказать, бетона, продолжается многие месяцы и даже годы. Но особенно важно сохранить в материале воду в первые часы и дни после его укладки. Поверхность покрытия, высохшая сразу после укладки, растрескивается и шелушится.
По окончании уплотнения рекомендуется укрыть покрытие полиэтиленовой пленкой, рубероидом, пергамином и другими водонепроницаемыми материалами. Допустимо использовать мешковину или другую ткань, но ее следует периодически увлажнять.
Кроме использования в дорожных покрытиях грунтоцемент успешно применяется, например, для изготовления строительных блоков, оснований под полы в жилых помещениях, в ограждающих и подпорных стенках. Однако осваивать технологию этого прочного, долговечного материала лучше всего при устройстве садовых дорожек.
Потому что на них можно экспериментировать… Если не удалось достичь желаемого результата с первого раза, то, следуя, народной мудрости: «Работа и труд все перетрут», опыт можно повторить. И в конечном итоге победа будет за человеком трудолюбивым и упорным, за тем, кто ставит перед собой цель и обязательно добивается ее.